Конспект урока по математике на тему "Деление нацело" (5 класс). Конспект урока по математике на тему "Деление нацело" (5 класс) III. Самоопределение к деятельности

Открытый урок по математике во 2-м классе "Таблица умножения и деления на 5. Пятая часть числа". УМК "Начальная школа XXI века"
Разделы: Преподавание в начальной школе
Задачи:
Образовательные:
учить находить пятую часть числа и применять данные знания при решении задач;
закрепить знания таблицы умножения и деления на 5;
продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
формировать умения сотрудничать через парную работу и работу в группах и творческую активность учащихся;
Воспитательные:
воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи;
содействовать профилактике утомляемости учащихся;
Развивающие:
развивать умение анализировать
развивать наблюдательность, логическое мышление, математические способности;
развивать и обогащать речь учащихся;
активизировать познавательную деятельность.
Оборудование:
компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, доска;
учебник "Математика 2 класс" В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева по программе "Начальная школа ХХI века";
тетрадь "Математика" № 2, 2 класс, В.Н.Рудницкая, Т.Ю.Юдачева.
Ход урока
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнем сейчас урок.
II. Актуализация знаний.
1. Игра "Внимание"
-Вычислите и покажите ответ на ромашках. Слайд 2.
2. Повторение таблицы умножения и деления на 5.
- Откройте рабочую тетрадь №2, на с.9 №5.Прочтите задание.
-Что необходимо сделать? (Подчеркни примеры ответы которых делятся на 5).
-Что для этого надо знать? (значения выражений)
-Выполните самостоятельно.
-Обменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку. (слайд 3,4)
3. Чтение ряда чисел.
- Назови, что это? (ряд натуральных чисел)
-Назовите закономерность.
-Запишите в тетрадь числа, которые делятся на 5.(слайд 5)
-Составьте всевозможные примеры из таблицы умножения и деления на 5 по рядам (30,35,40).Произведите самопроверку. (слайд 6)
-Дополните ряд, проверьте.
III. Постановка цели урока.
-Найдите пятую часть от каждого числа.
-Почему данное задание вызвало затруднение? (мы не умеем находить пятую часть числа)
- Какую учебную задачу поставим перед собой?
- Сегодня наша задача научиться находить пятую часть чисел и потренироваться в её использовании.
IV. "Открытие" нового знания и первичное закрепление.
Работа по слайду №7.
- Как найдем пятую часть чисел? (применим предыдущие знания, воспользуемся учебником с.8)
- Прочесть данное правило и проверить с нашими утверждениями.
-Организуется работа по цепочке с проговариваем:
"Чтобы найти пятую часть от числа, надо число разделить на 5".
Самостоятельно заканчивают, начиная с числа 25, с последующей проверкой. (слайд 7)
V.Физминутка.
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пять раз в ладошки.
И потопаем немножко.
VI. Первичная проверка понимания.
а) Работа по слайду №8.
-Рассмотрите рисунок и назовите геометрическую фигуру.
-Что вы заметили? (фигуры разделены на части)
-Вспомните и назовите названия закрашенных частей квадрата.
б) Работа в парах.
-Начертите квадрат со стороной 5см, разделите его на пять равных частей, закрасьте одну пятую часть.
-Проверьте правильность выполнения. (слайд 8,9)
VII. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Решение задач №23 с.9.
-Прочтите задачу. Расскажите, о чем говорится в задаче.
(Коллективное составление условия задачи)
-Что требуется узнать?
- Какие величины нужно знать?
- Можно ли приступить к решению сразу?
- Что необходимо сделать?
-Самостоятельно запишите решение задачи. (самопроверка слайд 10).
Физминутка.
Ученики повторяют движения за учителем)
Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, разогнуться,Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка На четыре - руки шире.Пять - руками помахать, Шесть - за парты сесть опять.
VIII. Обобщение и систематизация знаний.
- Выполнение заданий по выбору.(слайд 11)
Самопроверка. (слайд 12,13)
IX. Информация о домашнем задании.
Д/з выучить правило на с.8, р.т.с.5 №11 (слайд 14)
X. Рефлексия.
(слайд 15)
- Какую тему урока мы сегодня изучали?
- Что вам было легко выполнять?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Где можно найти подсказку, если затрудняетесь?
- Довольны ли вы своей работой на уроке.

Урок «Таблица умножения и деления с числом 5»

Цели: составить таблицу умножения и деления с числом 5 и работать над ее запоминанием; закреплять знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4; развивать умение работать самостоятельно и в парах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления и пользоваться ею; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(Два ученика работают у доски.)

Укажи порядок действий и вычисли значения выражений.

6 * 4 - 3 * 5 18: 9 – 6: 3

36: 4 + 3 * 7 20: (14: 7) + 32

4 * 8 - (33 - 28) 24: (15 - 7)+ 59

Сравни. Поставь знаки,

1 дм О 12 см 1 м О 9 дм

2 дм О 19 см 88 см О 1 м

1 дм 4 см О 41 см 4 см О 50 мм

2. Устный счет

Увеличьте сумму чисел 35 и 15 в 2 раза. (100.)

На сколько 38 больше, чем 19? (На 19.)

Произведение чисел 8 и 4 увеличьте на 28 (60.)

Частное чисел 28 и 4 умножьте на 3 (21.)

Какое число меньше 36 в 9 раз? (4.)

Из суммы чисел 25 и 38 вычтите 5. (58.)

Из какого числа нужно вычесть 43, чтобы получилось 28? (71.)

Разделите частное чисел 20 и 2 на 5. (2.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

Вычислите.

Что помогло вам быстро выполнить вычисления? (Знание таблицы умножения с числами 2, 3, 4.)

Каким правилом вы воспользовались при вычислении ответов в примерах второго столбика? (.)

Какой пример будет следующим? (5 * 5.)

Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере? (Таблицу умножения с числом 5 .)

Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Откройте с. 40 и посмотрите на первый столбик таблицы. Как вычислили значение произведения 5 * 5? (5 + 5 + 5 + + 5 + 5 или 20 + 5 .)

На сколько больше будет каждое следующее произведение? (На 5 .)

Запишите таблицу умножения на 5 в тетрадь.

Самостоятельно составьте таблицу умножения числа 5.

(Проверка.)

От перестановки множителей произведение не меняется .)

Посмотрите на значения произведений. Что интересное вы заметили? (Все ответы заканчиваются на 0 или на 5 .)

Какие примеры на деление можно составить из произведения 5 * 5? (25: 5 = 5.)

Каким правилом вы воспользовались? (Если разделить произведение на один из множителей, то получится другой множитель .)

Самостоятельно составьте таблицу деления с числом 5

(Проверка.)

1 (с. 40).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся хором называют числа; 5, 10. 15, 20; 4, 8, 12, 16, 20.)

3 (с. 40).

Прочитайте задачу.

Сколько метров ткани было? (24 м.)

Вся ли ткань пошла на пальто? (Нет, 10 м отрезали на костюмы .)

Сколько метров ткани израсходовали па пальто? (24 м - 10 м.)

Заполните таблицу.

Расход ткани на

одно пальто

Количество

Общий расход

24 м. – 10 м.

Сколько действий в решении задачи? (Два .)

Что вы узнаете в первом действии? (Общий расход ткани .)

Что вы узнаете во втором действии? (Расход ткани на одно пальто .)

Запишите решение и ответ задачи.

(Проверка.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

4 (с. 40).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Каким правилом вы воспользовались при решении задачи? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее .)

5 (с. 40).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)

Заполните магический квадрат на полях.

(Проверка.)

Назовите сумму квадрата. (78.)

Прочитайте числа средней строки. (24, 26, 28.)

Прочитайте числа верхней строки. (25, 30, 23.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 40). Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: 40, 6, 9, 52.)

VIII. Подведение итогов урока

Чему вы научились на уроке?

Кому и за что вы хотели бы сегодня сказать спасибо?

Домашнее задание

Учебник: № 2, 6 (с. 40).

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока

Обобщить знания учащихся таблицы умножения на 5 и соответствующих случаев деления. Нахождение пятой части числа действием деления

Задачи урока

    Закреплять у учащихся знания результатов изученных табличных случаев умножения и деления (на 2, 3, 4 и 5), а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; умения выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100; конструировать и решать текстовые арифметические задачи (в том числе разными способами); находить периметр многоугольника. Развивать у учащихся графические умения и пространственные представления. Формировать у учащихся навыки логических рассуждений, умение выполнять логическую операцию классификации

Виды деятельности

    Называть результаты табличных случаев умножения на 5. Использовать таблицу умножения на 5 для нахождения результатов деления чисел на 5. Вычислять пятую часть числа действием деления. Находить число по его пятой части. Называть результаты табличных случаев умножения и деления (на 2, 3, 4 и 5), а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100. Конструировать арифметические задачи (составлять задачу по схеме). Определять арифметические действия для решения задач. Решать задачи разными способами. Вычислять периметр многоугольника. Проводить проверку и оценку выполненного задания. Составлять план построения геометрической фигуры и выполнять построение с помощью чертёжных инструментов. Изображать пересекающиеся фигуры так, чтобы их общей частью была указанная фигура. Распознавать геометрические фигуры на чертеже. Строить логические рассуждения и обосновывать их в процессе решения логических задач. Проводить классификацию по заданному основанию

Ключевые понятия

    Умножение числа 5 и деление на 5. Пятая часть числа

Название этапа Методический комментарий
1 1. Мотивация к учебной деятельности Работа с заданием № 16 учебника. Реши задачу, запиши ответ. Интерактивное задание. Вычисли устно. Запиши ответы
2 2. Актуализация опорных знаний Работа с заданием № 27 учебника. Начерти квадрат с длиной стороны 5 см. Раскрась пятую часть квадрата. Интерактивное задание. Вычисли устно. Запиши ответы
3 3. Постановка учебной проблемы Работа с заданием № 34 учебника. Интерактивное задание. Реши пример. Запиши результат.
4 3.A Постановка учебной проблемы Вычисли устно. Запиши ответы
5 4. Целеполагание Работа с заданием № 35 учебника. Интерактивное задание. Реши пример. Запиши результат.
6 4.A Целеполагание Выложи остальные книги. Выбери верный ответ
7 5. Применение новых знаний Вычисли пятую часть кружков. Выбери верный ответ.
8 5.A Применение новых знаний Вычисли пятую часть всех яблок. Выбери верный ответ.
9 6.1. Повторение ранее пройденного материала Работа с заданием № 40 учебника. Реши задачу, запиши решение и ответ. Лишнее данное - это число яблок. Действительно, так как груш на 2 больше, чем яблок, а лимонов на 3 больше, чем груш, значит, лимонов на 5 больше, чем яблок (2 + 3 = 5). Слабоуспевающим детям можно предложить в помощь карточку-помощницу. Интерактивное задание. Выложи остальные ёлочки. Выбери верный ответ Работа с заданием № 44 учебника. Составь и реши задачу по схеме. Работа с заданием № 36 учебника. Это задача на перебор вариантов расположения предметов. Её нужно разобрать с классом. По ходу выполнения задания учитель делает записи на доске. Для наглядности желательно использовать рисунки с изображениями яблока, груши и апельсина или натуральные фрукты. Рассуждаем так: «На тарелке лежат яблоко, груша и апельсин. Какими способами можно выбрать один фрукт? 1) Яблоко. 2) Груша. 3) Апельсин. Сколько всего способов? (Три.) Теперь мы возьмём с тарелки два фрукта. Какие способы возможны? 1) Яблоко, груша. 2) Яблоко, апельсин. 3) Груша, апельсин. Сколько всего способов? (Тоже три.) Возьмём с тарелки три фрукта. Что у нас в руках? (Яблоко, груша и апельсин.) Останется ли что-нибудь на тарелке? (Тарелка будет пуста.) Значит, сколькими способами можно взять три фрукта? (Одним.) Можно ли взять с тарелки четыре фрукта? (Нет.) Почему? (На тарелке всего три фрукта.) Таким образом, других вариантов нет. Мы рассмотрели все».
10 6.2. Повторение ранее пройденного материала Выполните деление с помощью таблицы умножения. Запиши ответ
11 7. Самостоятельная работа с самопроверкой Работа с заданием № 33 учебника. Сложили числа 20 и 12. Так как результат (32) больше одного из чисел на 20, то второе число равно 12 (32 – 20 = 12). Делаем проверку: 20 + 12 = 32. Интерактивное задание. Объясни, как найти пятую часть какого либо числа. Под каждым числом в таблице запишите его пятую часть
12 8. Итог урока Вычисли, какая часть всех карандашей стала оранжевого цвета. Выбери верный ответ

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Прибавляю, отнимаю, умножаю и делю.

Математику я знаю и поэтому люблю.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Я тоже желаю вам хорошего настроения

-– У нас с вами есть повод порадоваться и улыбнуться, к нам в гости пришел Дед Мороз со своими помощницами-снежинками.

На снежинках записаны числа: 3, 12, 5, 20.

– Прочитайте числа.
– Прочитайте в порядке возрастания, убывания.
– Разделите числа на два множества.
– По какому принципу разделим числа? (Делятся на 3 и не делятся на 3; делятся на 5 и не делятся на 5.)
– Назовите самое большое однозначное число.
– Это число связано с темой нашего урока. Сформулируйте тему урока.те тему урока.

Сегодня мы будем выполнять упражнения для закрепления. Какие целевые установки можно перед собой поставить, работая над закреплением пройденного материала?

Как вы думаете, какие качества характера помогут вам справиться с заданиями?

Работа над материалом урока

1)– Назовите фигуры.

– Какие это фигуры?
– Какие фигуры вы еще знаете?
– А сейчас вспомните, какую объемную фигуру вы часто встречаете зимой? Особенно во время детских зимних забав. (Шар)
– На что он похож? (Снежок)
– Дети играли в снежки. И вот что произошло (ответы закрыты снежками).

5 . 3 5 . 6
2 . 5 8 . 5
5 . 4 5 . 9
7 . 5 5 . 5

2)Работа по карточкам. (работа в парах).

– Представьте, что вы на катке. Взявшись за руки, вы дружно катаетесь по льду. Нужно не поскользнуться, используя знания таблицы умножения на 5, выполнить деление. Поддержите друг друга.
– Какой вывод можно сделать? (Умножение связано с делением).

Проверка работы.

– По дорожкам между сугробами выходим во двор

3) Решение задач

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, не крошки.
И вот летают все слабее
Ворона, галка, воробей…

– Каких птиц еще мы можем встретить зимой?
– Как называют таких птиц?
– Что вы знаете о зимующих птицах?
– Как вы можете помочь птицам?
– Представьте себе, что на вашу кормушку прилетели птицы. Давайте сосчитаем, сколько их.
– Нужно составить несколько разных решений.

На кормушку прилетели
Воробьев драчливых пара.
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
И две пары снегирей.

(2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10; 2 . 5 = 10).

– Сколько птиц прилетело на кормушку?
– Какой способ самый рациональный? Почему?

4)Физкультурная минутка для профилактики простудных заболеваний.

5)Работа в тетради №1

– Что значит найти пятую часть числа?
– Что для этого нужно сделать?

На доске числа: 12, 18, 15.

– Назовите число, в котором мы можем найти половину, треть и четверть числа; треть числа и пятую часть числа.

Физкультурная минутка

Я мороза не боюсь.
С ним я крепко подружусь
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и скакать.

– Под сугробами видим задание. Выражения записаны парами:

5 . 4 6 . 2 3 . 6 4 . 3
4 . 5 2 . 6 6 . 3 3 . 5

– Можно ли утверждать, что значение выражений в каждой паре одинаковы?
– Что можно сказать о первой паре?
– А если я не смогла бы найти значения выражений. Могла бы ответить на поставленный вопрос? (Да, в выражениях одни и те же числа).
– О каком свойстве умножения идет речь? (Умножать числа можно в любом порядке).
– О каких парах можно сказать, что значения выражений одинаковы?
– Что можно сказать о четвертой паре? (Значения разные, числа разные).
6). Групповая работа.

В прямоугольнике помещена таблица

– Постарайтесь понять закономерность, на основании которой составлена таблица. Продолжите ее.
– Что нужно знать, чтобы продолжить? (Таблицу умножения).

– Дед Мороз приготовил нам сюрприз. Он принес к нам елочку, ведь скоро Новый год. Мы должны сделать ее еще более нарядной. На партах у вас кружки разного цвета. Сейчас проанализируйте свою деятельность на уроке и те, кто считает, что выполнял задания:

быстро, правильно и самостоятельно повесьте на елку красный игрушку;

кто правильно, но медленно – синюю;

кто правильно, но с помощью других – желтую.

кто быстро, но правильно – белую игрушку.

– Какая замечательная елка у нас получилась. Огромное спасибо вам за работу.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kuroku.ru» — Удобрение и подкорм. Овощи в теплицах. Строительство. Болезни и вредители