Орфография чередующиеся гласные в корне слова. Упражнения: корни с чередованием гласных. Чередующиеся гласные О и А в корне

При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.

Вконтакте

Основные правила

Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:

  • наличием суффикса -а-;
  • согласным, стоящим после гласной;
  • позицией — под или нет;
  • смысловым значением.

Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.

Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».

Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.

В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.

Когда выбор способа написания зависит от согласных

Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.

Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:

  1. Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
  2. Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .

Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.

Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».

В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» .

Наличие суффикса -а-

Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.

Корни Условия выбора Примеры Исключения
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» а – есть суффикс –а-;

о – нет суффикса -а-

касающийся

соприкосновение

лаг/лож предположение

возлагать

полог
тер/тир в значении «трёт»

мер/мир в значении «умер, замрёт»

блест/блист

стел/стил

и – присутствует -а-;

е – отсутствует -а-

Протирание, вытерший

перила, подпирать

выберет, выбирать

вымирание, умер

выдернувший, придирающийся

собирание, неразбериха

выжегший, сжигание

блистающий, заблестевший

выстилать, постеливший

вычесть, вычитание, почести, почитание

перенимать, приминать, перенять, примять

сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова

Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

  1. Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
  2. Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и» , если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е» . Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
  3. Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
  4. Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е» , проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
  5. Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».

Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-

Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-

Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.

Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:

  • выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
  • уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).

Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».

Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.

Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.

Приведем примеры:

  1. Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
  2. Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
  3. Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
  4. Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.

Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.

Корень -плав-

В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).

Чередующиеся безударные гласные в корне

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Итог

Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.

Наиболее распространенные корни с чередующимися гласными:

гор- и гар- , под ударением пишется гласная «а», а в безударной позиции гласная «о».
Пример: горЕть, горЯчий, горячИться, гАрь, зАгар, угАр, угорЕть, загорЕлый.
Исключения: вЫгарки, прИгарь, Изгарь, и другие специальные и диалектные слова.

В корнях с чередующимися гласными зар- и зор- , под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «а».
Например: зАрево, зОрька, зарнИца, озарЯть, зарЯ.
Исключения: зоревАть.

В корнях с чередующимися гласными касс- и кос(н)- пишется гласная «о», если дальше следует согласная «н», а в остальных случаях, пишется «а».
Например: касаться, косНуться, касательная, прикосНовение.

В корнях с чередующимися гласными клан- и клон- , под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «о».
Например: клАняться, поклОн, поклонИться, поклонЕние.

В корнях с чередующимися гласными лаг- и лож- , перед «г» пишется гласная «а», а перед «ж» пишется «о».
Например: прилаГательное, прилоЖиться, предлоЖение, предлаГать, облоЖение.
Исключения: полОг (Семантически это слово уже не связано с корнями лаг- лож-).

В корнях с чередующимися гласными мак- и мок- пишется гласная буква «а», если слово имеет значение «погружать, окунать в жидкость», и «о», если слово имеет значение «пропускать жидкость.».
Например: Макать сухарь в чай, Обмакнуть перо в чернила, Вымокнуть под дождем, Промокнуть написанное, макание, промокательная бумага, промокашка, непромокаемый плащ.

В корнях с чередующимися гласными плав-, плов- и плыв- пишется гласная «а» во всех словах, кроме: пловец, пловчиха и плывуны.
Например: Плавать, плавучесть, поплавок, пловец, пловчиха, плывуны.

В корнях с чередующимися гласными равн- и ровн- пишется гласная буква «а» в словах со значением «равный, одинаковый, наравне», и гласная «о» в словах со смыслом «ровный прямой, гладкий».
Например: Сравнивать, сравняться, равный (одинаковый), ровный (гладкий), выравнять, ровно.

В корнях с чередующимися гласными раст-, ращ- и рос- пишется гласная «а» перед последующим сочетанием «ст» или «щ», иначе, пишется «о».
Например: раСТи, нараЩивать, выросший, заросль, поросль.
Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов (фамилия).

В корнях с чередующимися гласными скак- и скоч- , перед «к» пишется «а», а перед «ч», пишется «о».
Например: подскаКать, подскоЧить, скаКалка, скоЧет.
Исключения: скачок, скачу.

В корнях с чередующимися гласными твар- и твор- , под ударением пишется та же гласная, которая и произносится, а без ударения пишется «о».
Например: твАрь, твОрчество, творИть, творЕц.
Исключения: утвАрь (Хотя, семантически, слово уже не относится к корням твар- и твор-).

В корнях бер- и бир-
Например: собирАть, беру, собирАется.

В корнях дер- и дир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: задирАть, деру, задирАется, задирА.

В корнях мер- и мир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: замирАть, замереть, умирАть.

В корнях пер- и пир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: запирАть, запереть, запирАется.

В корнях тер- и тир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: стирАть, стереть, затирАет.

В корнях блест- и блист- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: блестеть, блистАть, блещет, блестки, блистАтельный..

В корнях жег- и жиг- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: зажигАть, зажечь, выжегший, зажигАтельно.

В корнях стел- и стил- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: стелется, застилАть, простилАется, расстелить.

В корнях чет- и чит- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: четное, читАтель.
Исключения: сочетАть, сочетАние.

В корнях с чередованием а (я) – им, а (я) – ин пишутся «им» и «ин», если дальше следует суффикс «а».
Например: Сжать, сжимать, понять, понимать, напоминать, напомнить.

БЛОК 2

Чередующиеся гласные в корнях слов

Какие гласные чередуются

Правило

Примеры

1. Написание зависит от наличия суффикса –А - (или) от согласной(-ых) в корне

Е//И, О //А

бер-бир

дер-дир

мер-мир

тер-тир

пер-пир

чет-чит

жег-жиг

блест-блист

стел-стил

кос-кас

В корнях пишется И, если за корнем стоит суффикс –А-. В корне –КАС - пишется А, если после корня стоит суффикс - А-

выбе ру-выби рать

уде ру-уди рать

уме р-уми рать

выте р-выти рать

запе р-запи рать

выче т-вычи тать

выже г-выжи гать

бле стел-бли стать

сте лю-засти лать

ко снулся-ка саться

Исключения: соче тать, соче тание

Я // ИМ,

А// ИН

Сочетания ИМ, ИН пишутся, если после них идёт суффикс –А-

поня ть-поним ать

подня ть-подним ать

нача ть-начин ать

заня ть-заним ать

примя ть-примин ать

лож-лаг

В корне –лаг - пишется А, в корне –ЛОЖ - О

предла гать-предлож ить

пола гаю-полож ить

изла гать-излож ить

Исключение: полог

рос-раст-ращ

В корнях пишется А перед сочетанием СТ и Щ, в остальных случаях - О

ро с-раст и-наращ ение, переро сла

раст ительность, выращ енный

Исключения: ро сток, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав, отра сль

скоч-скак

Перед Ч пишется О,

перед К - А

Вско ч ить-ска к ать, выско ч ить.

Исключения: скач ок, скач у, ска чи

2.Написание зависит от ударения (безударного положения гласных О и А

гор-гар

клон-клан

Под ударением в корне пишется А, без ударения - О

Заго релый - зага р

Покло ниться – кла няться, скло ниться

Исключение: покло н

зор-зар

Под ударением в корне пишется О, без ударения - А

Зо рька – оза рять, за рница, оза рять

Исключение: за рево, зо ревать

твор-твар

Под ударением пишется то, что слышится, без ударения - О

Тво рчество – тва рь – тво рить

Исключение: утва рь

3. Написание зависит от лексического значения слова

ровн-равн

Пишется ровн- в словах со значением «гладкий, ровный, прямой».

–Равн - в словах со значением «равный, одинаковый»

Заро внять (яму)

Выро внять(дорожку)

Уро вень, сро внять (с землёй)

Сра внить, ура внять

(в правах), пора вняться (силой)

мок - мак

Пишется –мок - в словах со значением «пропускать жидкость», - мак - в словах со значением «погружать в жидкость»

Промо кать, промо чить(ноги), промо кашка, вымо кают

Обма кнуть (перо в чернильницу), ма кать (хлеб в мёд)

О//А//Ы

плов-плав-плыв

Буква О пишется только в словах пловец, пловчиха, Ы – только в нескольких словах, в остальных словах пишется А.

Пло вец, пло вчиха, попла вок, пла вучий, пла вники, спла влять (лес по реке), жук-плав унец, плы вун, плы вучий, плы вущий

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Ø Тренинг 1 . Разберите по составу следующие слова.

Изби ратели, предпола гать, зажи гательный, выра щенный, вычи тать, ка сательная, прими нать, ра стительность, прила гательное, изло жение, запи рательство, бли стательно, зани мательный, убе ру, располо житься.

Ø Тренинг 2. Определите, какое значение имеют следующие слова.

Подровнять (волосы), промочить (ноги), сравнить (что-либо), выровнять (дорожку), макать (хлеб в постное масло), промокательная (бумага), уравнять (шансы соперников).

Ø Тренинг 3 . Определите, какое слово в каждой строке из выделенных курсивом – «лишнее»?

Умирающий (воин), продираться (через лес), примерять (костюм), зажигать (лампу).

Предлагать (помощь), (член) предложения , ложноножки (амёбы), прилагательное.

Вытирать (ноги), словосочетание , запирать (дверь), блистательные (перспективы).

Понимать (приятеля) принимать (экзамены), поднимат ь (груз), унижать (кого-либо)

Постелить , стилистическая (ошибка), устилать (дно корзины), расстелю (скатерть).

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Ø Тренинг 4. Вставьте пропущенные буквы.

Е или И ? Расст_лался, выт_ртый, отм_рающий, приподн_маться, заж_галка, соб_рать, зам_р, подб_раться, отп_реть, словосоч_тание, пробл_ски, прин_мать, выч_тание, бл_стать, прот_рать, выж_гший, поч_тать (старших), выб_ру, преп_раться, бл_стящий, нач_нать, прод_русь, пост_лю, соч_тать, зан_мательный, отб_ру, выт_ртый, зам_рать, заж_галка.

Ø Тренинг 5. Вставьте пропущенные буквы.

О или А? Распол_жение, заг_реться, пл_вчиха, изл_жение, Р_стислав, соприк_саться, р_стки, подг_релый, скл_ниться, пром_чить (ноги), пл_вники, выр_сший, пол_г, оз_рить, з_ревать, ур_вень, к_сательная, р_стовщик, выг_реть, тв_рец, зар_внять (землю), Р_стов, ск_чок, ср_внить, ср_внять (с землёй), выск_чка, пром_кашка, к_снулся, покл_нился, приг_реть, оз_рять, з_рница, пог_рельцы, ур_вень, попл_вок, укл_ниться, пл_вучесть, натв_рить, отр_сль, прекл_няться, непром_каемый, ср_внение, р_весники, ск_чу, пог_релец, г_релки, к_сательная, попл_вок, наг_реть, пл_вниковый, зар_сли, тв_рить, прир_щение.

Ø Тренинг 6 . Вставьте пропущенные буквы.

Бл..стательное предпол..жение, расст..латься на р..внине, з..ря разг..рается, прин..лся предл..гать р..весникам отведать выр..щенные им овощи, зам..р на мгновение от оз..рившей меня бл..стящей мысли, прин..мать участие в судьбе нач..нающего драматурга, выч..тать предл..гаемую сумму, разб..ру сложное предл..жение, прин..мать участие в изб..рательной к..мпании.

БЛОК 4

Правописание приставок, заканчивающихся

на буквы З и С , и приставок ПРЕ -, ПРИ -

Орфограмма

Буквы З и С на конце приставок

1. На конце приставки, заканчивающейся на буквы З и С, пишется то же, что и слышится, а приставки З не бывает, приставка С - пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными.

2. В словах здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) З является частью корня.

3. В приставках РАЗ-, РАС-, РОЗ-.РОС - пишутся так же, как слышатся, не только согласные (З или С), но и гласные (О или А)

Бес пощадный, рас щепить, ис следователь, с делать, ис чез, из делие, раз жечь.

Исключение: без вкусный

Раз вязка, рас писание, роз вальни, рос сыпь

Примечание: перед корнем –ЧЁТ - пишется одно С , перед корнем –ЧИТ - -СС. Примеры: рас чёт – расс читать, расс читывать. Исключение: бесс чётный

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ -

Гласные в приставках ПРЕ - и ПРИ - пишутся в зависимости от значения слова.

1. В значении высшей степени качества или действия (можно заменить приставку словами «очень» или «весьма»).

2. В значении «через», «по иному» (близко по значению к приставке ПЕРЕ-).

3. В некоторых словах, в том числе иноязычных, где приставка не выделяется.

Пре лестный, пре красен, пре успел, пре старелый, пре увеличу во много раз.

Пре града, пре вращение, пре ступил, пре вратно.

Пре зирать, пре льщать, пре небрегать, пре людия

1.В значении пространственной близости, смежности

2. В значении прибавления, присоединения, приближения.

3. В значении неполноты действия

4. В значении доведения действия до конца.

5. В значении совершения действия в чьих-либо интересах.

При станционный, при вокзальный

При крепить, при ехать, при делать.

При сесть, при открыть

При думать, при стукнуть

При беречь, при прятать

Примечание: необходимо различать написание омонимичных слов: пре бывать (находиться) в городе – при бывать (приезжать) в город; пре дать (отдать в чьи-то руки) – при дать (дать что-то дополнительно); пре дел (граница чего-либо) – при дел (пристройка храма); пре зирать (относиться презрительно) – при зреть (дать кому-нибудь приют и пропитание); пре клонить (склонить, опустить вниз) – при клонить (нагнув, при близиться к чему-либо); пре ступить(отступить от чего-либо, нарушить) – при ступить (приняться за что-либо); пре творить (осуществить) – при творить (прикрыть); пре уменьшить (во много раз) – при уменьшить (слегка); пре ходящий (временный, недолговечный) – при ходящий (пришедший куда-либо); при ёмник (радио) – пре емник (наследник)- воспри емник (крёстный отец)

О и Е (Ё) после шипящих и Ц

1. В корнях слов под ударением

Если в родственных словах Ё не соотносится с Е: шо в, крюшо н, шо к, шо рох, мажо р, крыжо вник, шо рник, шо мпол

Если в родственных словах Ё соотносится с Е: шё пот – ше пчет, жё лтый–же лтеть, пошё л–ше дший, дешё вый–деше вле, щё тка-ще тина

Примечания:

1.Следует различать написание существительных ожо г, пережо г, поджо г от глаголов в форме прошедшего времени ожё г, пережё г, поджё г (соотносятся с корнем же чь).

2. В предложном падеже местоимения что пишется буква Ё : о чё м, о чё м-нибудь.

3. Ё пишется и в словах причё м, почё м, нипочё м.

2. В корнях слов без ударения

В безударном положении в иноязычных словах после шипящих: шо колад, шо ссе, жо кей, Шо пен, жо нглёр.

3. В суффиксах слов

Имена существительные

В суффиксах существительных –ок-, - онок-, - онк(а), - овк(а): бережо к, гребешо к, волчо нок, ежо нок, девчо нка, деньжо нки, хрычо вка.

Исключение: речё вка

Беглое О в именах существительных: мешки-мешо к, княжна-княжо н

В суффиксах существительных, образованных от глаголов –ёвк(а), - ён-(-к)-а, а также в русских и иноязычных словах с суффиксом –ёр- : размежё вка, корчё вка, сгущё нка, тушё нка, ухажё р, стажё р, ретушё р, дирижё р, коммивояжё р.

Имена прилагательные, в том числе и отглагольные, и причастия

В суффиксах прилагательных –ов - под ударением: грошо вый, парчо вый, ежо вый. В безударном положении пишется Е : веще вой, меже вой, груше вый.

Беглое О в именах прилагательных под ударением: смешной-смешо н.

Без ударения : слышный – слыше н.

В суффиксах отглагольных прилагательных: копчё ный, бережё ный, лужё ный, печё ный.

В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени: поражё нный, огорчё нный, огорчё н, запряжё нный. возмущё н

Глаголы

В суффиксе глаголов –ёв-: выкорчё вывать, разжё вывать

Наречия

Под ударением : свежо , общо , горячо , хорошо

Без ударения: вызывающе , тягуче , реже

Ещё

4. В окончаниях слов

В именах существительных и прилагательных под ударением: ножо м, свечо й, межо й, ежо м, плющо м, чужо го, большо й

В окончаниях глаголов: печё т, жжё м, течё т, лжё т, бережё т

О и Е после Ц

1. В корне слова

Под ударением после Ц в корне произносится и пишется О.

Примеры: цо коль, цо кать

Безударную гласную после Ц нужно проверить ударением: це на-це нный, це ховой – це х, це лина-це лый

2. В окончании и суффиксе

После Ц под ударением пишется О: пунцо вый, свинцо вый, свинцо м, молодцо м, пальтецо , пританцо вывать

После Ц в безударном положении пишется Е: ситце вый, глянце вый, платьице , зеркальце , колодце м, танце вать

Примечание: в безударном положении О после Ц пишется только в словах: цо котуха, цо кот и иноязычных словах скерцо , палаццо , меццо -сопрано

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Тренинг 1. Разберите приведённые ниже слова по составу, определите, к каким частям речи они относятся.

Обнажё нный, течё т, размежё вка, крюшо н, дирижё р, запрещё нный, мажо р, ухажё р, чо порный, учё ный, бечё вка, дешё вый, шо мпол, жжё ный, жё рнов, разрешё нный, раздражё н, жё сткий, прожо рливый, изжё ванный, боржо м.

Тренинг 2. Разберите приведённые ниже слова по составу, расставьте ударения.

Окольцо ванная, муха-цо котуха, перелице вать, пальтецо , свинцо м, ситце вый, герцо гиня, креслице , цо кольный, танце вать, це ховой, пританцо вывать, молодце ватый, глянце витый, огурцо м, принце в, Непринце в, це новая (политика).

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТРЕНИНГИ

Тренинг 3. Вставьте пропущенные буквы.

Ш_пот, печ_нка, ш_колад, ч_порный, ш_мпольный, ш_лковый, подж_г дома, прож_рливый, ш_к, ч_рный, ж_лтый, Ш_тландия, ч_рточка, прич_ска, пч_лка, пощ_чина, ж_нглёр, ш_ковая, деш_вый, ш_ссейный, получил ож_г, кош_лка, расч_тливая, девч_нка, ж_сткий, крыж_вник, одеж_нка, тяж_лый, ч_лн, ш_рох, ш_пот, холщ_вый, меш_к, ч_лка, щ_лкать, сч_ты, бежать рысц_й, туш_нка, ретуш_р, реч_вка, кумач_вая, рубаш_нка, ситц_вый, меш_к, внуч_к, овц_й, торц_м, ш_ссе, сгущ_нка, изразц_вая печь.

Тренинг 4. Вставьте пропущенные буквы.

Ч_рная щ_тка, боч_нок с печ_нкой, ж_кей в парч_вой одеж_нке, пастуш_к подул в свой рож_к, девч_нка в закопч_нной юбч_нке, ж_кей на ч_рной кобыле, поч_тная грамота, ч_порный дириж_р, знаю напереч_т все вальсы Ш_пена, получил ож_г руки, ш_фёр ш_л тяж_лой походкой, деш_вый крюш_н, ш_лковая ш_рстка, ручей теч_т у ш_ссе, модная прич_ска, тяж_лый ж_рнов, щ_голь говорил ш_потом, поч_тная миссия уч_ного, ч_рточка переноса видна неч_тко, раскорч_вка леса, ч_рный грач сидел на ж_рдочке, солнце жж_т до ож_га, ж_нглировать ж_лтыми шарами, поц_ловаться с красавиц_й, пальтец_ на ш_лковой подкладке, влиятельный герц_г, ц_кать языком, письмец_ отправлено бойким мужич_нком, изложил вопрос общ_ и отвлеч_нно, яблоко груш_вка.

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Тренинг 4 . Вставьте пропущенные буквы (О, Е или Ё)

Сгущ_нка, парч_вый, волч_нок, свинц_вый, груш_вка, пальтец_, ш_к, крюш_н, подожж_т, горяч_, еж_нок, пританц_вывать, печ_нка, деш_венький, вальц_вка, коммивояж_р, девч_нка, окольц_вать, творож_к, подтанц_вывать, ож_г руки, ранц_м, стаж_р, верш_к, пальц_м, свеч_й, ещ_, раздраж_нный, маслиц_, Пугач_в, обобщ_нный, уш_л, кулич_м, борц_вский, больш_го, копч_ность, Фурц_ва, ж_кей, поч_т, береж_т, ц_кольный, стереж_шь, старич_к, дириж_р, Ш_пен, беч_вка, трущ_ба, трещ_тка, ему всё нипоч_м.

Н и НН в суффиксах слов

и на стыке корня и суффикса

Часть

речи

Имена

сущест-

витель-

Производные существительные пишутся с одной или двумя Н в соответствии с производящей основой

(сколько Н пишется в суффиксе производящей основы, столько же в имени существительном)

1.От основы отымённых прилагательных: коноплян ый - коноплян ик, нефтян ой - нефтян ик

2.От основы прилагательных, образованных от глаголов: путан ый - путан ик, ветрен ый - ветрен ик

1.От основы отымённых прилагательных: собственн ый - собственн ик, сонн ый – сонн ик

2. От основы прилагательных, образованных от глаголов: избранн ый – избранн ик

Имена

прилага -

тельные (отымён-

1.В суффиксах –ИН, - АН, - ЯН : курин ый, кожан ый, серебрян ый.

2.В словах : багрян ый, ветрен ый, свин ой, прян ый, юн ый, румян ый, пьян ый,

1.В суффиксах –ЕНН, - ОНН: соломенн ый, станционн ый.

2.На стыке основы, заканчивающейся на Н: сонн ый, старинн ый, длинн ый, туманн ый.

Отгла

гольные прилага-

тельные

и страда-

тельные

частия проше д-

шего времени

В полных прилагательных, образованных от глаголов:

1. Без приставок или с приставкой НЕ: неглажен ый, плавлен ый, маслен ый, немощён ый, жарен ый, рван ый.

2. Без суффикса –ОВА, - ЕВА: клеен ый, бешен ый,

путан ый. Кован ый, жёван ый (-ова и - ёва входят в состав корня)

3.Без зависимых слов: варен ый, лужён ый, слоён ое, топлён ое.

4.В устойчивых сочетаниях: посажён ый отец, Прощён ое воскресенье

5. При переходе причастия в имя прилагательное : писан ая красавица, кончен ый человек

В полной форме отглагольных образований:

1. Если в словах есть приставка, кроме –НЕ: с давленн ый, из данн ый, нес кошенн ый, раз буженн ый.

2. Если в слове есть суффикс –ОВА, - ЕВА: шлифованн ый, линованн ый, корчёванн ый, балованн ый.

3. Если к ним относятся зависимые слова: давно кошенн ый луг, полученн ое утром письмо.

4.Если слово образовано от бесприставочного глагола сов. вида: решённ ый, брошенн ый, купленн ый, конченн ое (дело).

5. В словах

нежданн ый, негаданн ый, неслыханн ый, невиданн ый, нечаянн ый, священн ый, данн ый, желанн ый, обещанн ый.

В кратких страдательных причастиях : Дети избалован ы судьбой. Сюжеты рассказов запутан ы.

В кратких прилагательных, образованных от глаголов : они капризны и избалованн ы, следы зайца замысловаты и запутанн ы.

Наречия

В наречиях на – О и – Е столько же Н, сколько в прилагательном, от которых они образованы

Интересн ый – интересн о, бешен ый – бешен о, ветрен ый –ветрен о

Истинн ый – истинн о, искренн ий – искренн е, нечаянн ый - нечаянн о

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Ø Тренинг 1. Определите, к каким частям речи относятся приведённые ниже слова, выделенные курсивом. В зависимости от морфологической принадлежности распределите их в таком порядке: 1) существительные, 2) отымённые прилагательные.

3) отглагольные прилагательные, 4) страдательные причастия прошедшего времени, 5) наречия.

Племянник, решённая задача, разрешено , смотреть отрешённо , картина, картинный, картинно , масляная краска, масленый блин, перчатки замаслены , халат выглядит замасленным, ветреный день, ветряная мельница, обветренное лицо, руки обветренны , колбаса заветрена , мошенник, бесприданница , телеграмма отправлена, говорил умно и сдержанно, данное слово было сдержано , человек сдержанный, подоконник, откровенное признание, говорил откровенно, слова его откровенны, откровенность , море взволновано , они чем-то взволнованы , слова его взволнованны, взволнованность, говорил взволнованно, заряжённое ружьё, пушка заряжена, заряжённость на работу, говорил рассеянно , семена рассеяны по ветру, на уроке они рассеянны, рассеянность .

Ø Тренинг 2. Объясните причину различного написания слов, выделенных курсивом.

Овощи взвешены, его слова взвешенны , говорил взвешенно, конченный этап работы, конченый человек, посаженный тополь, посажёный отец, он говорил обдуманно , решение его обдуманно тщательно, Прощёное воскресенье, прощённое прегрешение, кованый сундук, кованный на передние ноги конь, ветреный день, ветряная оспа, безветренная погода, помещение проветрено, непрошеный гость, непрощённая обида, цена книги, книга ценна, названый брат, названный членами жюри лауреат конкурса, длина отрезка, дорога длинна, подлинная правда.

Ø Тренинг 3. Разберите слова по составу.

Пустынный, берестяной, жёваный, умалишенный, былинный, развешаны, углублённый, балованный, организованы, гостиница, непросеянный, многочисленный, ураганный, негаданный, деревянный, мышиный, лиственница, проведены, сосредоточена, газированный, испуганный, полукопчёная, блинный, бессребреник, решённый, неслыханный, истинно, полуразрушенная, перочинный, свежезамороженный.

Ø Тренинг 4. Вставьте пропущенные буквы.

Запута_ный, добавле_ный, плавле_ный, согласова_ный, вяле_ная, застреле_ный, копчё_ный, нагруже_ный, пута_ный, серебря_ный, земля_ной, урага_ный, стекля_ный, осмысле_но, нечая_но, изумлё_но, кова_ные, полусклше_ный, нежда_ный, свяще_ный, воспита_ник, мороже_ное, листве_ница, нефтя_ник, кури_ный, жёва_ный, вымуче_ный, прикова_на, купле_ный, броше_ный.

Ø Тренинг 5. Вставьте пропущенные буквы.

1. Казё(н, нн)ая палата от мужиков богата. 2) Неразумного учить – в бездо(н, нн)ую бочку воду лить. 3) Серебр_(н, нн)ый молоток проб_ёт железный потолок. 4) Зва(н, нн)ый да жела(н, нн)ый гость мил хозяину, а нежда(н, нн)ый да жела(н, нн)ый – вдвойне. 5) Правда – кус заработа(н, нн)ый, а ложь – краде(н, нн)ый. 6). Голосок соловьи(н, нн)ый, а жало – змеи(н, нн)ое. 7) Что отложе(н, нн)о, то потеря(н, нн)о.

Чередование безударных гласных в корне - страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении. Они не подчинились общему правилу и пишутся по традиции. А что такое традиция языка? Это нормы правописания, которые стихийно сложились в те времена, когда правил орфографии ещё не было. Т.е., не имея правил, люди писали, кому как нравится, сложилась традиция написания одних слов с такой буквой, других слов с этим же корнем - с другой буквой. А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать. И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить.

Чередование в корне

Правило

Чередование А и О

Буква зависит от суффикса А

Чередуются: ка са о с, ла га/ло ж. Если после корней кос/кас, лаг/лож есть суффикс А, в корне пишется буква А: прика са ться - прико снуться, поло жить - пола гать. Запоминайте, как заклинание: каса-лага.

Буква зависит от соседней согласной

Корень лаг/лож попадает и в эту группу правил. А всегда пишется перед Г, О - перед Ж. Исключение: поло г. Это слово можно не считать исключением, т.к. значение корня уже сильно далеко от лаг/лож. В слове полог, скорее, действует уже полногласие .

В корне скак/скоч - перед К пишется А, перед Ч – О: скак áть – выскоч úть . Исключения: скачóк, скачý.

В корне рас(т)/ращ/рос - пишется А перед СТ и Щ; в остальных случаях пишется О: раст ение, наращ ение – выро сший, заро сли, поро сль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов.


Буква зависит от ударения и его отсутствия

Это самая трудная часть правила. Потому что надо не запутаться, в каких корнях без ударения писать О, в каких - А.

Итак, во всех корнях под ударением пишем ту букву, какую слышим .

Без ударения А пишется в корнях зар, плав, пай (чередование зар/зор, плав/плов/плыв, пай/пой ): за рево - зо ри - за ря, припо й - па яльник.

Без ударения О пишется в корнях гор, клон, твор (чередования гор/гар, клон/кклан, твор/твар ): га рь - выго реть, скло н - кла няться.

Исключения: выга рки, изга рь, прига рь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утва рь, зо ревать, пло вец, пло вчиха. В разных пособиях по-разному пишут название птички: "зорянка" и "зарянка". По последним данным это слово всё-таки не является исключением.

Буква зависит от смысла.

Здесь мы имеем самую немотивированную часть правила. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д. Но почему-то только две пары таких слов названы корнями с чередующейся гласной. Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя .

" Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» : уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» : заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным)." Исключения: ра вняйсь! ра внение, ра вняться, ра внина.

" Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» : макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость» : вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ."

Чередование Е и И

Эти корни, к счастью, подчиняются одному принципу: если есть суффикс А - пишется И, иначе - пишется Е. Главное - запомнить корни, в которых существует такое чередование. Итак, запоминаем: бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит-

Исключения: соче та ть, соче та ние, проти рка, зади ра. Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.

Вот как выглядит это правило в своде 1956 года:

"Чередование и и е находим в следующих глаголах :


  • сжигать - сжечь , выжигать - выжечь и т. п.;
  • постилать - постелю , расстилать - расстелю и т. п.;
  • раздирать - раздеру , удирать - удеру и т. п.;
  • отпирать - отпереть , запирать - запереть и т. п.;
  • стирать - стереть , растирать - растереть и т. п.;
  • умирать - умереть , помирать - помереть , замирать - замереть и т. п.;
  • избирать - изберу , прибирать - приберу и т. п.;
  • вычитать - вычесть , прочитать - прочесть и т. п.;
  • сидеть - сесть ;
  • блистать - блестеть ."

Чередование Я и И

В чередованиях ня/ним тот же принцип: И пишется после суффикса А: уня ть - уни мать, обня ть - обни мать.

Примеры

Прика саться - прико сновение

Поло жить - пола гать

Тва рь - вытво рять

За ря - зо ри

Ска кать - выско чить

Ра стение - ро сток

Приго рать - га рь

Выми рать - уме реть

Отди рать - отде рёшь

Бли стать - бле стеть

Выти рать - выте реть

Упомя нуть - упоми нать

История правила

Первое правило, похожее на современные правила о чередованиях гласных, возникло у Грота и касалось правописания слов с корнем РОС/РАСТ/РАЩ

Чередование безударных гласных в корне - страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении. Они не подчинились общему правилу и пишутся по традиции. А что такое традиция языка? Это нормы правописания, которые стихийно сложились в те времена, когда правил орфографии ещё не было. Т.е., не имея правил, люди писали, кому как нравится, сложилась традиция написания одних слов с такой буквой, других слов с этим же корнем - с другой буквой. А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать. И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить.

Чередование в корне

Правило

Чередование А и О

Буква зависит от суффикса А

Чередуются: ка са о с, ла га/ло ж. Если после корней кос/кас, лаг/лож есть суффикс А, в корне пишется буква А: прика са ться - прико снуться, поло жить - пола гать. Запоминайте, как заклинание: каса-лага.

Буква зависит от соседней согласной

Корень лаг/лож попадает и в эту группу правил. А всегда пишется перед Г, О - перед Ж. Исключение: поло г. Это слово можно не считать исключением, т.к. значение корня уже сильно далеко от лаг/лож. В слове полог, скорее, действует уже полногласие .

В корне скак/скоч - перед К пишется А, перед Ч – О: скак áть – выскоч úть . Исключения: скачóк, скачý.

В корне рас(т)/ращ/рос - пишется А перед СТ и Щ; в остальных случаях пишется О: раст ение, наращ ение – выро сший, заро сли, поро сль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов.


Буква зависит от ударения и его отсутствия

Это самая трудная часть правила. Потому что надо не запутаться, в каких корнях без ударения писать О, в каких - А.

Итак, во всех корнях под ударением пишем ту букву, какую слышим .

Без ударения А пишется в корнях зар, плав, пай (чередование зар/зор, плав/плов/плыв, пай/пой ): за рево - зо ри - за ря, припо й - па яльник.

Без ударения О пишется в корнях гор, клон, твор (чередования гор/гар, клон/кклан, твор/твар ): га рь - выго реть, скло н - кла няться.

Исключения: выга рки, изга рь, прига рь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утва рь, зо ревать, пло вец, пло вчиха. В разных пособиях по-разному пишут название птички: "зорянка" и "зарянка". По последним данным это слово всё-таки не является исключением.

Буква зависит от смысла.

Здесь мы имеем самую немотивированную часть правила. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д. Но почему-то только две пары таких слов названы корнями с чередующейся гласной. Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя .

" Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» : уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» : заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным)." Исключения: ра вняйсь! ра внение, ра вняться, ра внина.

" Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» : макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость» : вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ."

Чередование Е и И

Эти корни, к счастью, подчиняются одному принципу: если есть суффикс А - пишется И, иначе - пишется Е. Главное - запомнить корни, в которых существует такое чередование. Итак, запоминаем: бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит-

Исключения: соче та ть, соче та ние, проти рка, зади ра. Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.

Вот как выглядит это правило в своде 1956 года:

"Чередование и и е находим в следующих глаголах :


  • сжигать - сжечь , выжигать - выжечь и т. п.;
  • постилать - постелю , расстилать - расстелю и т. п.;
  • раздирать - раздеру , удирать - удеру и т. п.;
  • отпирать - отпереть , запирать - запереть и т. п.;
  • стирать - стереть , растирать - растереть и т. п.;
  • умирать - умереть , помирать - помереть , замирать - замереть и т. п.;
  • избирать - изберу , прибирать - приберу и т. п.;
  • вычитать - вычесть , прочитать - прочесть и т. п.;
  • сидеть - сесть ;
  • блистать - блестеть ."

Чередование Я и И

В чередованиях ня/ним тот же принцип: И пишется после суффикса А: уня ть - уни мать, обня ть - обни мать.

Примеры

Прика саться - прико сновение

Поло жить - пола гать

Тва рь - вытво рять

За ря - зо ри

Ска кать - выско чить

Ра стение - ро сток

Приго рать - га рь

Выми рать - уме реть

Отди рать - отде рёшь

Бли стать - бле стеть

Выти рать - выте реть

Упомя нуть - упоми нать

История правила

Первое правило, похожее на современные правила о чередованиях гласных, возникло у Грота и касалось правописания слов с корнем РОС/РАСТ/РАЩ

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kuroku.ru» — Удобрение и подкорм. Овощи в теплицах. Строительство. Болезни и вредители