Условия для работы социальным работником. Сколько получает социальный работник. Список центров социального обслуживания, в которых функционирует сектора «Мобильная социальная служба»

В наш век высоких скоростей люди крутятся как белки в колесе в постоянной погоне за материальными благами, часто забывая самых близких. У них нет времени или желания нести ответственность за своих родных, родственники воспринимаются лишней обузой.

Все чаще люди остаются одни, больные и немощные, нуждаясь во внимании и уходе. Сколько детей, только родившись, уже становятся сиротами! На помощь людям, чье состояние не позволяет вести обычный образ жизни, приходят социальные работники.

Покупка продуктов и медикаментов, небольшая уборка по дому, стирка, заполнение различных квитанций, сопровождение людей – все это входит в его обязанности. Нужно быть стойким морально, большинство подопечных одинокие, обиженные на жизнь люди, могут быть не всегда приветливыми.

Но если у социального работника чистое и открытое сердце, то постепенно эти люди ему полностью открываются и становятся по-настоящему близкими. Также социальные работники оказывают психологическую поддержку людям, пережившим экологические катастрофы, трагедию в семье, потерю имущества или другие удары судьбы.

Интересно, а сколько же получают в месяц социальные работники в Москве и других регионах России? Цифры представлены по состоянию на 2015 год.

Зарплата

Зарплата работника Центра социального обслуживания невысокая. Средняя цифра в России составляла 25 000 рублей в 2015 году. Наиболее высокий уровень зарплат в Москве. Она составляет порядка 30 000 рублей в месяц. Более точные цифры зависят от того, как много подопечных у социального работника, от стажа работы и квалификации.

Вы можете найти подработку в интернете, которая не будет больших временных затрат. Пример такой истории в статье об обычном офисном работнике, которому

В среднем ежедневно социальный работник уделяет время четырем нуждающимся в заботе людям. С учетом восьмичасового рабочего дня это приблизительно два часа на одного человека. Но к кому-то достаточно «заглянуть» три раза в неделю, а кто-то нуждается в ежедневном уходе.

Поэтому к работающему на полную ставку в городе прикрепляют восьмерых подопечных. В сельской местности из-за меньшей плотности населения и больших расстояний один соцработник будет обслуживать четырех человек.

Отличия касаются не только количества прикрепленных подопечных, но и региона, в котором трудится социальный работник. Сравним оклады в Москве и других городах России по состоянию на 2015 год:

  • Санкт-Петербург – 27 500 рублей;
  • Иркутск – 27 000 рублей;
  • Ульяновск – 25 000 рублей;
  • Волгоград – 22 500 рублей;
  • Красноярск – 20 000 рублей;
  • Екатеринбург – 19 500 рублей.

Как уже отмечалось, зарплата зависит от опыта работы. После трех лет оклад увеличивают на 10 %, через четыре года на 20 % и после пяти лет на 30 %. Если социальный работник передвигается по городу на общественном транспорте, то ему оплачивают проездной билет. В случае если имеется собственная машина, то ему возвращают определенную часть средств, потраченных на бензин.

При необходимости поехать за город к подопечному расходы тоже покрываются.

Есть работа и у частников. Там заработок выше, но условия могут отличаться. Если средняя государственная зарплата 25 000, то здесь может доходить до 80 000 рублей. Впрочем, некоторые сердобольные соседи могут работать и за бесплатно, надеясь, что милая бабушка отпишет незаменимой помощнице свою квартиру. Какая ж в этом случае зарплата?

Многие, имея детей и родных, любя их всем сердцем, в силу жизненных обстоятельств бывают очень одинокими. Они хотят доброго слова и внимания. Некоторые хотят высказаться, чтобы просто посидели рядом или выпили с ними чаю, кому-то нужно помочь заполнить квитанцию, другие нуждаются в более серьезной помощи.

Нельзя быть безучастными, оставляя людей наедине с их заботами. Эта работа требует от человека гуманности, умения сопереживать, чувства такта, иногда познаний в праве, экономике и медицине. При работе с детьми нужно педагогическое образование. Поэтому сейчас как никогда профессия социальный работник очень ценна и востребована

Социальный работник - это профессия, которая играет большую роль в современном обществе. Не секрет, что население страны стареет, а материальный уровень и в большей части состояние здоровья не позволяют пожилым людям жить активно. Иногда так складываются обстоятельства, что единственным человеком, который связывает пожилого человека с внешним миром, является именно лицо, представляющее социальную службу. В действительности именно благодаря этой службе пожилые люди, которым не на кого в жизни опереться, получают возможность общаться, приобретать продукты питания и медикаменты, нужные предметы гигиены и обихода.

Хорошо, когда социальный работник имеет образование или высшее профессиональное образование, но, к сожалению, в настоящее время к обслуживанию пожилых граждан и инвалидов привлекаются лица, совсем не имеющие профессиональной подготовки. Для выполнения этой работы требуется наличие многих душевных качеств и в эту профессию чаще всего приходят по зову сердца.

Социальный работник должен в совершенстве знать государственные законы, постановления и нормативные акты о социальном обслуживании инвалидов и граждан Также он должен безукоризненно выполнять правила трудового внутреннего распорядка и должностные инструкции. Руководствуясь правилами охраны труда и основными правилами техники безопасности, нормами санитарии и пожарной безопасности, работник социальной службы может оказывать посильную помощь по месту проживания своих подопечных. Очень важно, чтобы это выполнялось, не только не вызывая дискомфорта или раздражения со стороны пожилого человека, но и грамотно.

В своей работе социальный работник использует специальные знания, например, основы психологии лиц старшего возраста. Помимо этого, он должен знать основы оказания первой неотложной медицинской помощи.

Обязанности социального работника в первую очередь состоят в том, чтобы выявлять среди населения отведенного им участка инвалидов и граждан пожилого возраста, которые не могут выполнять самостоятельно работу по дому и остро нуждаются в обслуживании. Работники этой сферы постоянно проводят анкетирование среди пожилых людей, пенсионеров и инвалидов на вверенной им территории, разъясняют им их права, на которые они могут рассчитывать.

В обязанности социального работника входит оформление документов, а также контакт с родственниками подопечных и лечащим врачом. Он должен соблюдать конфиденциальность по отношению к своим подопечным, оформлять материальную помощь, полагающуюся по закону инвалидам и пенсионерам. При необходимости он должен брать в поликлинике рецепты на получение медикаментов по льготным ценам, что предусмотрено для этой категории граждан. Это тоже входит в его прямые обязанности.

Социального работника ждут с нетерпением, ведь зачастую он единственный помощник в доме. Он покупает продукты и приносит чеки, следит за состоянием здоровья и говорит им добрые слова в будни и праздники.

В его обязанности входит ведение документов по отчетности. О своей нетрудоспособности сообщает заранее, так как это позволит найти замену на время болезни. Нельзя забывать, что это практически незаменимая должность - социальный работник. Обязанности его этим не ограничиваются, он принимает активное участие в жизни подопечных. Неравнодушные люди, которые выбрали такую профессию, полностью ведут домашнее хозяйство недееспособным людям, заменяя родственников, которые отсутствуют или находятся далеко и не могут помогать изо дня в день своим близким. Они с любовью приготовят или разогреют пищу, заварят ароматный чай и помогут застелить постель, а это так важно для одинокого человека, который с нетерпением ждет, что раздастся звонок и придет социальный работник. Обязанности его - это и забота о том, чтобы в домах их подопечных была вода, и, конечно, тепло. При возникновении проблем они могут связываться с ЖКХ и решать вопросы от имени человека, за которым им вверено присматривать.

Кроме того, они сдают вещи в стирку, химчистку и доставляют их обратно, оплачивают пишут письма по просьбе пенсионеров, приносят газеты и журналы. Они также являются верными спутниками при организации могут сопровождать пожилого человека на мероприятия, которые власти организуют специально для этой категории граждан.

Если человек в определенный момент жизни не может самостоятельно позаботиться о себе, помочь ему могут близкие люди. В случае когда он остается один, надеяться можно на специально созданные службы помощи населению.

Помощь центров социального обслуживания доступна всем, кому необходима забота и поддержка в трудных ситуациях. Для получения личного помощника необходимо оставить заявление в центр социальной защиты по месту жительства и получить соответствующее заключение медицинской комиссии. Работники служб называют это постановкой на социальное обслуживание по уходу на дому престарелых лиц.

Право пользоваться предоставленными льготами имеют следующие группы граждан:

  • люди, дожившие до преклонных лет;
  • лица с ограниченными возможностями здоровья;
  • не достигшие 18-летнего возраста граждане, а также семьи, воспитывающие детей и нуждающиеся в помощи;
  • семья, в которой растут и воспитываются три и более ребенка;
  • другие группы лиц, оказавшиеся в тяжелом жизненном положении.

Беспрепятственно и внеочередно поддержку получают:

  • инвалиды и участники Великой Отечественной Войны и приравненные к ним лица;
  • одинокие граждане преклонных лет (80 и выше) и люди с ОВЗ после 70 лет;
  • лица, пострадавшие в боевых действиях;
  • одиноко живущие лица пожилого возраста и инвалиды, оказавшиеся в силу обстоятельств лишенными помощи и неспособные самостоятельно обеспечить себе уход.

В первую очередь на такой прием могут рассчитывать:

  • супруги умерших участников и инвалидов ВОВ и ветеранов боевых действий, не имеющие повторного зарегистрированного брака;
  • лица, пострадавшие от радиации в результате катастрофы на ЧАЭС и приравненные к ним категории людей;
  • реабилитированные лица и граждане, признанные потерпевшими в политических репрессиях.

Люди, проживающие с родственниками, которые не могут должным образом обеспечить уход за нуждающимися в помощи лицами по обоснованным причинам, также могут рассчитывать на поддержку социальных служб (затянувшаяся болезнь, выход на пенсию, частые отъезды из дома и т. д.).

Информация! При наличии у льготника заболевания, которое требует постоянного лечения в стационарах, в оказании социальной помощи на дому может быть отказано.

Должностные обязанности социального работника

Каждый соцработник имеет перечень обязательств по уходу на дому перед закрепленными за ним престарелыми людьми, инвалидами, например:

  • навещать 2 раза в неделю своих подопечных;
  • закупать необходимые лекарства в аптеках, а также производить покупку горячих обедов, необходимых товаров по хозяйству и доставлять по месту проживания нуждающегося;
  • готовить еду и горячие напитки;
  • осуществлять кормление подопечного, если он сам не в силах это делать;
  • производить уборку в квартире;
  • доставлять питьевую воду и своевременно закупать топливо для печей;
  • сдавать вещи в чистку и забирать оттуда;
  • своевременно производить оплату по квитанциям за коммунальные услуги;
  • оказывать помощь в написании писем, а также доставлять иную корреспонденцию;
  • доставлять в поликлиники на необходимые медицинские осмотры;
  • поддерживать морально в трудных ситуациях;
  • содействовать в получении образования, возможного или овладения профессией в соответствии с возможностями человека;
  • оказывать правовые услуги, оформлять справки, документы (при наличие доверенности);
  • прочие услуги.

Информация! Эти услуги предоставляются данным категориям граждан бесплатно. Если льготник пользуется дополнительными услугами, не входящими в перечень должностных обязанностей социального работника, с него взимается плата, обговоренная в соглашении с центром обслуживания.

Граждане, требующие социальной помощи и ухода, но не попадающие ни в одну из возможных категории, могут воспользоваться оказанием разовых и дополнительных услуг, не вошедших в перечень обязательных. Примеры таких услуг: доставка транспорта для прохождения процедур реабилитации нуждающихся, помощь на дому по уходу за детьми-инвалидами или сопровождение их в учреждения образовательного типа и т. п.

Надо Знать! У каждого социального работника обязан быть журнал учета покупок и услуг, предоставленных подопечному. Записи в нем ведутся под подпись льготника. Каждый месяц документ проходит проверку заведующих центром.

Как стать социальным работником?

Социальным сотрудником может стать любой гражданин, получивший общее образование, а также имеющий диплом государственного образца по профессии в данном направлении. Глубоких знаний и профессиональной подготовки социального работника недостаточно, необходимо развивать личностные качества, такие как:

  • гуманизм;
  • ответственность;
  • доброта и справедливость;
  • чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
  • терпимость, вежливость и способность сопереживать ближнему;
  • готовность понять и помочь;
  • желание оказывать помощь и проявлять заботу;
  • эмоциональная устойчивость;
  • личностная социальная активность.

Права соцработника

Федеральный закон от 2.08.1995 г. No 122-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ст.36 п.2» гласит: социальные работники - сотрудники госучреждений, комплексные центры социального обслуживания имеют право:

  • на приобретение рабочей формы одежды, обуви и приспособлений, или выплату средств на их покупку;
  • без очереди обслуживаться государственными и муниципальными предприятиями сбыта товара, общественного питания, связи, банковскими отделениями и учреждениями, которые оказывают консультационные юридические услуги при исполнении служебных обязанностей;
  • установить вне очереди стационарный телефон и купить на льготных условиях автомобиль для оказания помощи пожилым гражданам и инвалидам, в порядке, определенном Правительством РФ;
  • бесплатный проезд на общественном транспорте;
  • компенсация денежных средств за использование личного автотранспорта в рабочих целях.

Помимо прочего, к должностному окладу, установленному по тарифному разряду, положена к выплате денежных средств за вредные и опасные условия труда в размере 15% и надбавка за непрерывный стаж работы в системе: после первых 3 лет в размере 20% и после 5 лет работы - 30%.

Плата за труд

В 2018 году оплата труда этой категории сотрудников государственных и муниципальных бюджетных организаций, в т. ч. учреждений социальной защиты населения, осуществляется соответственно Единой тарифной сетки (ETC), утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.10 92 No 785 «О разделении в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы…».

В зависимости от степени квалификации работника и спектра оказываемых услуг, выделены соотношения в размерах тарифных ставок (окладов) по 18 разрядам ETC, были сопоставлены и учтены различия трудовых обязанностей работников по уровню сложности, мастерства персонала, конкретных должностных обязанностей представителей бюджетных отраслей.

Размер заработной платы специалистов учреждений бюджетной сферы определяется присвоенным разрядом оплаты труда ETC (по результатам аттестационной комиссии), прибавок, надбавок, дополнительных выплат и компенсаций, предусмотренных действующими документами. Размер обязательных выплат установлен Правительством РФ.

Организации с ЕТС вправе самостоятельно устанавливать надбавки, например, за выполнение особо трудной работы, устанавливать доплату (если работник совмещает несколько профессий), расширяет или увеличивает объем работы, заменяет отсутствующего работника, а также выплачивать премию. Стимулирующие выплаты неограничены максимальными планками. Могут уменьшаться или отменяться при снижении качества работы. Размеры премиальных выплат прописаны в разработанном для этого положении.

Видео по теме


Центры социальной защиты являются одной из важнейших составляющих системы оказания помощи населению. Работники социальной сферы пользуются уважением со стороны граждан. Система оказания социальной помощи постоянно совершенствуется и продолжает развиваться даже в самых удаленных уголках нашей страны.

Социальная работа не только и не столько профессия, но состояние души. Некоторые ученые считают, что это призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдерживать общение со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас неразрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытывали много потерь. Социальный работник должен эмоционально сопереживать людям, испытывать к ним сочувствие и любовь, иметь желание помочь и даже пожертвовать чем-то своим личным во имя изменения ситуации в лучшую сторону.

Чужой беды не бывает. Нередко приходится и слышать, и встречать в печати, даже в качестве заголовка, эту ставшую уже расхожей фразу. И всегда что-то мешало воспринимать ее как абсолютную, безоговорочную истину. В самом деле, разве мало среди нас таких, кто занят только собой, своей личной жизнью, до других, тем более до чужих невзгод ему никакого дела нет. Судьба других нисколько его не гложет, не тревожит. Но есть тысячи и тысячи людей, которые не могут пройти равнодушно мимо чужого горя, чужой боли. И болят этой чужой болью, как своей собственной, их тонкие души, добрые, отзывчивые сердца. И идут эти люди навстречу другим - кому плохо, кому трудно, кто не может обойтись без посторонней помощи. И подставляет свое плечо, протягивает руку, находят доброе, одобряющие и утешающие слова…

Социальный работник…Это профессия становится делом жизни лишь тех, кто готов самоотверженно трудится для людей, которые в силу недуга, преклонного возраста, сложившихся обстоятельств не могут обходится без посторонней помощи. Для многих одиноких и немощных стариков, инвалидов работники социальной службы, часто становятся самыми близкими, самыми дорогими, почти родными людьми. Именно социальные работники на практике реализуют государственную политику поддержки наименее защищенных людей, находится в постоянном контакте с ветеранами, инвалидами, обеспечивая таким образом, равновесие в общении стабильности государства. Социальный работник – это особая профессия, это люди особого душевного вклада, отзывчивые, умеющие сострадать, всегда готовые прийти на помощь.

Социальный работник стремиться делать все необходимое для того, чтобы люди были счастливы, довольны своей жизнью. Отдавать тепло души - это социальная работа. Не каждый человек может выполнить ее. Для этого нужны человеколюбие, доброта, внимание и чуткость. Случается так, что прожив активную жизнь, в старости человек оказывается одинок, и единственной связующей нитью с внешним миром для него становится социальный работник. Кто лучше социального работника знает оборотную сторону всех наших кризисов: душевных, общественных, экономических? Кто первым оказывается у постели одинокого тяжело больного человека и порой является единственным, кто проводит его в последний путь?

Ежедневная забота о пожилом человеке – сходить за продуктами питания, убраться в доме, помочь по хозяйству, доставить медикаменты, оплатить жилищно - коммунальные услуги, работа с участковым врачом, ложатся на плечи социального работника.

Социальный работник выполняет особую благородную миссию: в своей деятельности он имеет дело с беспомощными, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берет на себя моральную ответственность. А его клиенты, в свою очередь, рассчитывают на знание, отзывчивость, добросовестность, любовь и заботу.

Любая мелочь (плохо выпеченный хлеб, даже плохая погода) могут вывести пожилого человека из равновесия. Социальный работник как «громоотвод». И с этими житейскими трудностями приходится справляться. Труднее зимой, когда приходится ходить за водой под гору, чистить дорожки от снега, приносить дрова и оказывать содействие в их заготовке, идти по неочищенной дороге за продуктами, лекарством, чтобы вызвать скорую помощь больному. Тяжела работа на селе. В начале трудовой деятельности доходило до отчаяния: "Все! Хватит!" Потом спохвачусь: «А как же там без меня бабушки останутся? Нет, надо идти к ним». И отправляюсь к ним в любую погоду.

Я поняла, что социальная работа – мое призвание, что работаю в коллективе, где коллеги пользуются уважением среди обслуживаемых, которые благодарят их за чуткость и терпение. Они научили меня мужеству, терпению, пониманию чужой боли. Эти люди укрепили в мысли о необходимости в помощи ближним…

От работы в отделении социального обслуживания «отговорить» может многое – маленькая зарплата, ненормированный рабочий день, непонимание в семье (как можно целыми днями помогать другим, когда и у самих дома так много проблем!). Можно перечислять и перечислять. Но, видимо заложено что-то в человеке, когда он несмотря на все неприятные моменты идет на работу, помогает старикам, поддерживает в трудную минуту, не ожидая ответной благодарности. В таких непростых условиях на социальных работниках была возложена непростая задача – быть защитой и опорой для всех, кто оказался в крайне тяжелой жизненной ситуации, поддержать морально и материально. И, надо сказать, с поставленной задачей социальные работники справляются. Как и в любом деле, в нашей профессии много нерешенных проблем, трудностей, финансовых и других препятствий. Но я уверена, что все проблемы осилим, ведь в нашем обществе есть люди, которым во много раз труднее, и они ждут нашей помощи. Социальная работа - уникальная профессия, которая несет в себе не только помощь конкретным людям, а также подает пример гуманного отношения к человеку. Вклад социального работника в жизнь общества велик и бесценен. Все это не может не вызвать большого уважения к деятельности социального работника.

Вряд ли существует другая сфера деятельности, где милосердие, сочувствие и житейская мудрость играли бы такую важную роль, как в социальной работе.

Социальный работник отделения социального

обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

№2 с. Старомарьевка Д.Б. Билалова


Социальная работа

Социа́льная рабо́та - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции . В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания , профессию и учебную дисциплину .

Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене , «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем , социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».

Понятие и статус социальной работы

По поводу статуса социальной работы в современной науке существует три точки зрения:

  • Вид деятельности и прикладная наука.
  • Вид деятельности и наука, которая имеет и прикладную, и фундаментальную составляющую.
Источник (автор) Определение
Клыгин С. Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи индивидам, группам индивидов, общинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в достижении, восстановлении или усилении способности к психосоциальному функционированию.
Холостова Е. И. Социальная работа - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.
Куприянов Б. В. социальная работа представляет собой управление использованием ресурсов человека, семьи или общности находящегося в трудной жизненной ситуации.
Багрецов Д. М. Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Социальная политика. Энциклопедия 1) Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приёмах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп.
2) Социальная работа - это комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

Социальная работа как наука

Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа. Социальную работу как науку можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования (Б. В. Куприянов).

Объект исследования

Объект науки - определенная область действительности, совокупность тех или иных явлений, процессов, которые изучает данная наука.

Объект социальной работы - система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Некоторые считают, что объектом социальной работы является человек. Но при таком понимании человек рассматривается абстрактно от его социальных связей (а общество - это система). Объект социальной работы - это не только индивиды, но и социальные группы. В социальной философии Маркс говорил: «Личность понимается как система общественных отношений». Противники данной точки зрения считают, что при таком подходе теряется человек как индивидуальный неповторимый субъект, теряется его индивидуальное содержание: сведение индивидуального к социальному или индивидуальное растворяется в социальном. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе. Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например). Да, один и тот же объект изучается различными науками, но каждая их них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы - это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки.

Предмет исследования

Предмет исследования науки - это сторона, срез, определенный аспект объекта, который изучается только данной наукой и никакой другой. Предмет науки непосредственно связан с её объектом, но не совпадает с ним. Если объект - это фрагмент действительности, который существует объективно (то есть независимо от того, изучается он человеком или нет), то предмет выделяется человеком в рамках объекта.

Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы (И. С. Романычев)

Закономерности

Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):

  1. взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе;
  2. взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы (хотя указанные цели формулируются в основополагающих документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, но анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития; в частности, определенное изменение приоритетов в деятельности служб социального обслуживания, которое начиналось преимущественно как деятельность по оказанию помощи пожилым и инвалидам, а в последнее время акцент сместился на помощь безнадзорным детям и подросткам, семьям групп риска и т. п.);
  3. зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования;
  4. зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления.

Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):

  1. общая заинтересованность социального работника и клиента в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решении проблем);
  2. соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;
  3. соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе.

Само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Закономерности - это лишь некие ориентиры, которые должен знать специалист по социальной работе. Поэтому на практике социальный работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей.

Принципы

Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.

Группы принципов социальной работы:

  • общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);
  • социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);
  • организационные принципы (социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);
  • психолого-педагогические принципы (выбор средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:

  • принцип универсальности (отсутствие дискриминации клиентов по каким - либо признакам)
  • принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав).
  • принцип социального реагирования
  • принцип профилактической направленности
  • принцип клиентоцентризма
  • принцип опоры на собственные силы
  • принцип максимизации социальных ресурсов
  • принцип конфиденциальности
  • принцип толерантности.

Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе (Л. И. Кононова)

Теоретические модели

  1. психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);
  2. социолого-ориентированные (объект социальной работы - система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);
  3. комплексно-ориентированные (ориентируются на целостное видение проблемы защиты жизненных сил человека как биосоциального существа; внимание на процесс взаимодействия индивида с обществом)(Л. В. Топчий, И. С. Романычев)

Понятийно-категориальный аппарат

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки - совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во - вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.

Классификация понятий по степени общности:

  1. общенаучные (субъект, объект, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, система, элемент, связи, отношения, развитие, изменение);
  2. понятия социальных наук (общество, культура, человек, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение);
  3. понятия, используемые в социальной работе и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование);
  4. специфические понятия социальной работы (индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, социальная защита, социально-психологическое консультирование, трудная жизненная ситуация, социальная служба, социальное сиротство, эскапизм).

Методы исследования

Метод - это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы - способы познания действительности.

Методы социальных наук : социологии, психологии, социальной психологии.

  • эмпирические (не предполагают воздействия, методы сбора информации):
    • наблюдение: включенное и обычное. В социальной работе как и во многих видах деятельности исследовательские задачи могут быть сопряжены с задачами практического воздействия, следовательно, некоторые методы могут иметь двойственный статус (как метод исследования и как метод практической деятельности), то есть могут сочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, то последовательно.
    • опрос: анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое);
    • метод экспертных оценок;
    • социометрия;
    • диагностика;
  • методы обработки информации:
    • биографический (перед ним обычно следует какой-либо вид опроса): предполагает сбор информации и её обработки, используя дневники, мемуары, письма;
    • автобиографический;
    • метод семейной биографии;
  • методы теоретического анализа;
    • контент-анализ (сравнительный анализ);
    • системный подход.

Номотетические методы : направлены на обобщение эмпирических фактов и выявление общих объективных законов (закономерностей) - это генерализирующие методы, то есть общие. Предполагают переход от частных случаев к общим законам. Цель науки видят в открытии этих общих законов.

Идиографические методы . В современной науке главная методологическая оппозиция проявляется в противостоянии 2-х методологических подходов: парадигмы естественнонаучного познания и парадигмы социогуманитарного познания. Парадигма социогуманитарного познания основывается на идеях о том, что в жизни общества и человека во многих случаях невозможно установить общие закономерности, так как социальные системы более сложные, связи в системах носят открытый характер. Каждый человек, система отношений, в которую он включен, неповторимые, индивидуальные, уникальные, поэтому задача науки состоит во всестороннем изучении и описании этого индивидуального случая. Методы, которые используются при таком исследовании, получили название индивидуализирующие. Такого рода исследования в современных социальных науках получили название «работа со случаем» (М. В. Вдовина).

Место в системе наук

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т. д.

При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т. д.) (И. С. Романычев)

Социальная работа как профессиональная деятельность

Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника - это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, социальная работа - это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа - целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны - поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы - это нахождение компромисса между этими двумя целями.

Сущность профессиональной соц.работы - это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации».

Социальная работа как учебная дисциплина

Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

Задачи учебных дисциплин - донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.

В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.

Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:

  1. общие гуманитарные и социально-экономические;
  2. общие математические и естественнонаучные;
  3. общие профессиональные;
  4. дисциплины специализации.

Российская социальная работа в общественном сознании

Социальная работа в России очень молода. Но существует множество других профессий, которые также стали известны россиянам совсем недавно. В пример можно привести такие профессии, как аудитор, брокер, дилер, имиджмейкер, рекламный агент, системный интегратор и т. д. Все перечисленные профессии в начале 90-х годов были знакомы россиянам ничуть не больше, чем социальная работа. А сейчас эти профессии известны и привлекательны для российской молодёжи, чего нельзя сказать о социальной работе.

История

Европа и США

Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения. Для зарубежных стран основным источником финансирования остается государство. Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство. Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов:

Самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

Индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;

Привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.

Россия

Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды:

Архаический период (до X века)

Этот период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян . В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи:

  • Культовые формы поддержки . Архаическая парадигма помощи тесно связана с языческим миросозерцанием, мироощущением. Это нашло и отражение в сложившихся способах помощи:
    • Институт волхвов - регулятор общественных отношений . Устраивали погребальные игры рода, принимали важные решения в кризисных ситуациях. Например, вдовы обмывали и обряжали умерших, за что получали в качестве «отдара» вещи покойного.
    • Коллективные формы помощи связаны с такими понятиями, как редистрибуция (перераспределение) и реципрокация (взаимообмен, см. Потлач). В частности, это нашло выражение в братчине (помощь в уборке урожая), в разделении труда.
    • Институт праздников. Тесно связаны с механизмами распределения и перераспределения.
  • Общинно-родовые формы помощи . Эти формы поддержки тесно связаны с вервью (круговой порукой), через которую и осуществлялась забота о слабых и немощных:
    • Родовые обряды почитания предков - тризны , погребальные состязания, игрища, трапезы. В эти дни жертвовалась определённая милостыня («справа»).
    • Институт старцев - различные формы поддержки стариков (в том числе кормление по домам).
    • Институт детского сиротства. Институт приймачества - приём в семью сироты людьми пожилого возраста, когда им уже было трудно справляться с хозяйством или они не имели наследников. Фетимизация - назначение сироте , не имеющему хозяйства, «общественных» родителей (кормление по домам). Если у сироты было хозяйство, он назывался «выхованцем», «годованцем», и усыновления не происходило.
    • Институт вдов - помощь вдовам. Появляется незадолго до принятия христианства .
    • Хождение за «навалным» - своеобразный ритуал по оказанию помощи нуждающейся женщине, как правило, осенью после уборки урожая.
  • Хозяйственные формы помощи . Ранние формы помощи носили ритуальный характер, многие сохранили форму народных праздников.
    • «Помочи» . Внесезонные «помочи» связаны с кризисными ситуациями (пожары, наводнения, массовый падёж скота). При этом оказывалась помощь по хозяйству, отдавали часть продуктов, одежды, скота (например, «наряды миром», сиротские и вдовьи «помочи»). Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами. При этом происходил сбор продуктов на общественные нужды (поэтому такие праздники назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной), это была и форма «общественной милостыни ».
    • Толоки - вид помощи, включавший совместную обработку земли, перевозку сена, земли, навоза.
    • Складчина - совместное кормление, совместная заготовка корма для скота.
    • Супряга - совместное использование рабочего скота.
    • Культ героя. Наиболее яркое выражение - княжеские пиры, где принимали участие все желающие (в том числе нищие, больные).
    • Выкуп пленных.

Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X-XIII века)

Изменение парадигмы помощи связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций, в первую очередь с крещением Руси в 988 году . Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Наибольшее значение имели идеи о спасении души , человеколюбии , духовности , милосердии , стыде и совести .

Период церковно-государственной помощи (XIV - вторая половина XVII века)

Период государственного призрения (вторая половина XVII века - вторая половина XIX века)

Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине 2,издавшей указ, в 1763 году, об открытии Московского воспитательного дома, в который принимались даже сироты до 3 лет. В 1770 году такой дом был открыт в Петербурге. В 1764 году - указ об основании воспитательного общества благородных девиц - Смольный институт. Через год при этом институте было открыто училище, в которое принимались девушки нищенского происхождения. Вступив на Российский престол, после смерти Екатерины 2,в 1796 году, ее сын Павел 1,поставил во главе воспитательного общества свою жену, более известную, как Мария Федоровна. Через год она встала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков. Еще в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного презрения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся. Этими вопросами, позже, в 19 веке, активно занимались ведомство учреждений императрицы Марии. В связи с реформой местного самоуправления, начатое в России, в 60 годах 19 века, функции приказов общественного презрения к земству. К концу прошлого столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, которых, однако казалось, в значительной мере не востребованным вплоть до наших дней.

Период общественного и частного призрения (конец XIX - начало XX веков)

Период государственного обеспечения (1917-1991 годы)

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся. С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г. 20-30-е гг. - борьба с детской беспризорностью; 1923 г. - стали создаваться кооперативные организации инвалидов; 1923 г. - Всероссийское общество слепых; 1926 г. - Всероссийское общество глухонемых; 1928 г. - пенсии по старости рабочим текстильной промышленности; 1929 г. - введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта, 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части - социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.

Период социальной работы (1991 - по настоящее время)

Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года , когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности - социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.

День социального работника

  • День социального работника отмечается в РФ 8 июня согласно Указу Президента от 27 октября 2000 года № 1796.

Обучение студентов по специальности Социальная работа началось в сентябре 1991 года в 20 вузах России. Сейчас получить высшее образование по данной специальности можно почти в 200 вузах страны. Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российский государственный социальный университет , на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы.

В настоящее время большинство вузов готовят специалистов по социальной работе, но в связи с Болонским процессом происходит постепенный переход на подготовку бакалавров и магистров в области социальной работы.

Есть возможность получения профессии и в рамках среднего специального (профессионального) образования . Однако учебные заведения здесь представлены не так широко. В настоящий момент подготовку социальных работников осуществляют 52 учебных заведениях.

Субъект Федерации Высшее учебное заведение Среднее учебное заведение
Республики
Адыгея филиал в г. Майкопе
Алтай Горно-Алтайский государственный университет
Башкортостан Башкирский государственный университет , Туймазинский юридический колледж

Башкирский экономико-юридический техникум (Уфа)

Бурятия Бурятский государственный университет ,
Дагестан
Ингушетия
Кабардино-Балкарская Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М.Бербекова, Кабардино-Балкарский педагогический колледж (Нальчик)
Калмыкия
Карачаево-Черкесская Карачаево-Черкесский филиал
Карелия Петрозаводский государственный университет Педагогический колледж № 1 (Петрозаводск)
Коми Сыктывкарский государственный университет Педагогический колледж № 3 (Воркута)

Высшее педагогическое училище (колледж) № 1 (Сыктывкар)

Марий-Эл Марийский государственный технический университет
Мордовия Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва Саранский государственный промышленно-экономический колледж
Саха (Якутия)
Северная Осетия Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова
Татарстан Казанский государственный технологический университет

Казанский медицинский университет

Казанский социально-юридический институт

Педагогический колледж № 1 (Казань)

Экономико-строительный колледж (Набережные Челны)

Тува
Удмуртская , Финансово-юридический колледж (Ижевск)
Хакасия Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова
Чеченская Грозненский техникум информатики и вычислительной техники
Чувашская филиал Российского государственного социального университета в г. Чебоксары
Края
Алтайский Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова,
Забайкальский Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского ,
Камчатский филиал Дальневосточного государственного технического университета в г. Петропавловске-Камчатском
Краснодарский Институт экономики и управления

Филиал Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента (г. Кропоткин)

государственный педагогический университет в Армавире
Красноярский Красноярская государственная архитектурно-строительная академия Ачинский педагогический колледж Чайковский политехникум
Приморский Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Большекаменский технический колледж

Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж (Владивосток)

Ставропольский Северо-Кавказский государственный технический университет

Северо-Кавказский социальный институт

Хабаровский Дальневосточная академия государственной службы
Области
Амурская Амурский государственный университет
Архангельская Северный Арктический Федеральный Университет имени М. В. Ломоносова, Северодвинский технический колледж
Астраханская Астраханский государственный университет Астраханский социально - педагогический колледж
Белгородская Белгородский государственный университет ,
Брянская Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
Владимирская Муромский институт, филиал Владимирского государственного университета ,

филиал Московского психолого-социального института в г. Муроме

Волгоградская Волгоградский государственный медицинский университет Волгоградский педагогический колледж № 2
Вологодская Вологодский государственный педагогический университет Братскский педагогический колледж № 1
Калининградская Российский государственный университет имени Иммануила Канта
Калужская Калужский государственный педагогический университет имени К. Э. Циолковского
Кемеровская Кемеровский государственный университет Анжеро-Судженский политехнический колледж
Костромская Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова , Нерехтское медицинское училище
Курганская Курганский государственный университет , Курганский технологический колледж
Курская Курский государственный медицинский университет

Курский гуманитарно-технический институт

Курский институт государственной и муниципальной службы

Ленинградская (Гатчина)
Липецкая Липецкий государственный педагогический университет
Магаданская Северо-Восточный Государственный Университет
Московская Российский государственный аграрный заочный университет (Балашиха)

Институт бизнеса, психологии и управления (Химки)

Мурманская Мурманский государственный гуманитарный университет
Нижегородская Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара, Нижегородский авиационный технический колледж

Нижегородский педагогический колледж

Русско-немецкий университет

Омская Омский государственный педагогический университет
Пензенская Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г.Белинского, Пензенский педагогический колледж
Псковская Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова
Ростовская Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове Азовский государственный гуманитарно-технический колледж

Рязанский филиал Московского психолого-социального института

Рязанский медицинский колледж
Самарская Самарская государственная академия культуры и искусств

Самарский медицинский институт РЕАВИЗ

Губернский колледж (Похвистнево)

Самарский социально-педагогический колледж

Поволжский кооперативный институт Центросоюза Российской Федерации (Энгельс)

Сахалинская
Свердловская Уральский институт социального образования, Филиал Российского Государственного Социального Университета в Екатеринбурге Смоленский педагогический колледж
Тамбовская Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина,

филиал Московского психолого-социального института в г. Уварово

Тверская Тверской государственный университет ,

филиал Северо-Западной академии государственной службы в г. Твери

Тверской политехнический техникум
Томская Сибирский государственный медицинский университет
Тульская Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Заокский христианский многопрофильный колледж
Тюменская Тобольская Государственная Социально-Педагогическая Академия им. Д. И. Менделеева, Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий
Ульяновская Ульяновский государственный университет Ульяновский социально-педагогический колледж № 1
Челябинская
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kuroku.ru» — Удобрение и подкорм. Овощи в теплицах. Строительство. Болезни и вредители