Все интересное в искусстве и не только. Горохов иван лаврентьевич Последние годы жизни

Иоанн Лаврентьевич Стрельцов ( - ), священник , священномученик

После окончания семинарии женился на Елене Васильевне, впоследствии у них родилось трое детей.

24 августа года он был рукоположен во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Кузовлеве Бронницкого уезда.

В году был назначен настоятелем Вознесенской церкви в селе Рыблове того же уезда и здесь прослужил до своего ареста в 1937 году.

В году власти потребовали от отца Иоанна уплаты 1200 рублей, рассчитывая, что после лишения имущества священнику нечем будет платить налоги, и он по этой причине прекратит служение в храме. Узнав об этом, церковный совет организовал сбор средств среди верующих на уплату налога, после чего священник был арестован и приговорен к трем годам ссылки по обвинению в том, что он якобы обманом собрал средства для уплаты налога. По окончании срока ссылки он вернулся в село и продолжил служение.

28 ноября года был арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации погромного характера" и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. После допроса дежурных свидетелей, таких например, как председатель сельсовета в Рыблове, следователь допросил отца Иоанна.

Следствию известно, что вы, будучи враждебно настроены к партии и советской власти, систематически проводили тайные сборища у себя в доме, на которых обсуждали вопросы вашей контрреволюционной деятельности. Следствие требует от вас сказать, кто посещал вашу квартиру, как часто и какие обсуждались вопросы.

Никаких тайных сборищ у меня дома не было, – ответил священник.

Что вы говорили председателю сельсовета в августе 1937 года, когда обращались в сельсовет за разрешением на проведение крестного хода?

В сельсовете я действительно был и с председателем говорил, но только по поводу разрешения служить в нашей церкви диакону из Бронниц. Других разговоров не было.

Следствию известно, что вы в августе 1937 года в беседе с председателем сельсовета вели контрреволюционный разговор по поводу советской конституции. Вы подтверждаете это?

Нет, не подтверждаю.

Вам зачитывается протокол допроса председателя сельсовета. Подтверждаете ли вы его показания и признаете ли себя виновным?

В сельсовете я был, с председателем вел разговор, но не о конституции, а о разрешении службы диакону, как я уже показывал выше. Поэтому показания председателя сельсовета я не подтверждаю и виновным себя не признаю.

Что вы говорили против займа члену комиссии? Вам зачитывается протокол его показаний. Следствие требует рассказать откровенно, как и где вы вели контрреволюционную агитацию против займа и признаете ли свою виновность в этом?

Я действительно вел с ним разговор о займе, так как он предложил мне подписаться, но так, как показывает свидетель, я не говорил. Я тут же по его предложению подписался на заем.

Художник, в чьей судьбе Константин Маковский сыграл «злого гения». Но об этом в конце поста. А сначала краткая биография в изложении Николая Мусиенко из Можайска, первого (и, похоже, единственного) биографа Горохова:

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934)


Ещё один «забытый художник»

«Его имя сейчас не на слуху даже у знатоков русской живописи. Не знал бы о нем ничего и я, если бы не редкая удача - знакомство с его внуком. Он-то однажды и показал мне семейную реликвию - большой альбом с пожелтевшими от времени страницами, исписанными убористым почерком деда. Иван Лаврентьевич торопился оставить потомкам воспоминания о своей жизни, полной тяжелых испытаний, творческого поиска и непрестанного труда...»

Детство
«...Детство будущего живописца, родившегося в 1863 году, прошло в деревне Бели под Можайском. Отец - бывший крепостной крестьянин - у местного попа сумел научиться грамоте и сам занимался с сыном чтением и письмом. Из поездок на рынок всегда привозил дешевые книжки. Однажды мальчик взял бумагу и карандаш и попытался срисовать понравившуюся ему картинку. С того дня рисование стало его любимым занятием. Мальчик часами бродил по полям и лесам, по берегу речки, жадно всматривался в окружающий его мир, а потом переносил увиденное в заветную тетрадку

Наверное, талант Вани так и сгинул бы в деревенском захолустье, если бы не случай. Как-то через Бели проезжала артель иконописцев. На отдых они остановились в избе Гороховых. Один из гостей обратил внимание на черноглазого мальчугана, старательно выводившего в тетради огрызком карандаша затейливую вязь орнамента. Он заинтересовался, попросил у Вани тетрадку и ахнул - настолько хороши были рисунки бабочек, птиц, цветов.
Благодаря заезжим иконописцам об одаренном мальчике из крестьянской семьи узнали местный помещик-меценат Е. Бернард и гостивший у него основатель Московской консерватории Н. Рубинштейн. Они тоже высоко оценили способности мужицкого сына и решили отправить его на учебу в Москву. «Меня вымыли и причесали, надели красную рубаху и нанковые портки,- вспоминал И. Горохов- Мать плакала и благословила меня иконой Спасителя. И отец повел меня в соседнее село Красновидово к Бернардам, захватив мои рисунки и наброски. Так вскоре была определена моя судьба». Скромного и робкого крестьянского паренька без экзаменов приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Отрочество. Юность

На первых порах приют Ване дал в своем московском доме Евгений Михайлович Бернард. Он внес плату за учебу, купил кисти и шкатулку с набором масляных красок, отвел для него уголок в лакейской комнате и сказал, что обедать Иван будет на кухне вместе со слугами. «Я был на побегушках у всех, помогал в буфетной мыть посуду и делал всё, что мне прикажут, при этом старался быть исполнительным, аккуратным и вежливым, иначе беда - загрызут»,- вспоминал художник. Лишь мать супруги Бернарда - старушка Александра Дмитриевна жалела паренька и перед уходом в училище давала пятачок на булку, а когда хозяев не было дома, звала его в барские комнаты, заставляла читать вслух, учила по-французски и несколько раз водила в театр.

Через несколько лет Бернард разорился. Платить за учебу Горохова стало некому. Помогли Перов и Прянишников - благодаря их хлопотам Иван стал учиться за казенный счет и даже получал стипендию - пятнадцать рублей в месяц. А инспектор училища К. Трутовский нашел Горохову других покровителей - семью богатого промышленника Владимира Карловича фон Мекк. Он и его жена предоставили студенту бесплатно комнату, обеспечили провизией, одеждой, но больше почти не проявляли к его учебе интереса. Лишь иногда Иван случайно встречался с хозяевами дома в коридоре, но «такие встречи обыкновенно ограничивались молчаливым кивком головы». А после их отъезда в заграничный вояж дворецкий начал прикарманивать высылаемые для Ивана деньги, а пожаловаться на него Горохов стеснялся: «Кто я на самом деле? Приживальщик-дармоед. Если кто-нибудь скажет мне такое в глаза, я не мог оспаривать и только с горечью промолчу».

В эти годы крепкая дружба связала Ивана Горохова с его однокашником по училищу Андреем Рябушкиным. Их сблизило одинаковое происхождение - оба были из «лапотных» крестьян. Только своему закадычному другу он мог излить душу, пожаловаться на насмешки и издевательства дворни супругов фон Мекк, на своё зачастую полуголодное существование. Мизерной стипендии не хватало даже на еду. Приходилось подрабатывать: зимой Иван рисовал по заказам карандашные копии с фотографических карточек, а на лето по рекомендации своего преподавателя Владимира Егоровича Маковского устраивался гувернером в тульское имение Бибиковых - учил рисованию двух барышень...

Но Иван не отчаивался, упорно шел к достижению своей заветной мечты - стать настоящим художником. А наставники у него были отличные. Особую любовь и признательность юноши заслужил профессор Евграф Семёнович Сорокин: «Он славился как блестящий рисовальщик. Его живопись была такой насыщенной, сочной, что мы даже втайне подозревали, не владеет ли художник каким-то секретом. Позже мы поняли, что секрет его в одном - в великолепном мастерстве».


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У постели выздоравливающей» 1886

В мае 1886 года И. Горохов успешно завершает учебу. Ему присваивают звание классного художника живописи. А за выпускную работу «Выздоравливающая» он получил большую серебряную медаль - этой награды удостаивались тогда немногие. Молодой живописец такого успеха не ожидал: «Я взял самый простой жанровый сюжет - около кровати с выздоравливающей девицей сидит на кресле другая девушка и читает ей книжку. Обстановка мещанская, с кошкой, вязаными салфеточками и прочим...»
Эту картину Горохов показал Константину Егоровичу Маковскому, приехавшему в Москву из Петербурга. «Он долго смотрел на нее, сделал кое-какие замечания. Я спросил его, между прочим, стоит ли мне завершать свое образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в академию была бы для меня пустой тратой времени. Потом ходили с ним на Сухаревский рынок; по его словам, на Сухаревке иногда бывают редкостные вещицы. Покупал там какую-то статуэтку из слоновой кости, но не сошелся в цене. После он предложил мне поехать с ним в Петровский парк в загородный ресторан... На прощание дал мне рублей сто денег за выполненные для его исторических картин этюды интерьеров Теремного дворца и Грановитой палаты».

Зрелые годы

Жизнь в Москве требовала больших расходов, и Иван Лаврентьевич после окончания училища предпочел вернуться в родную деревню. Тем более что именно там был неисчерпаемый источник сюжетов - жизнь крестьян, которую он хорошо знал. Уголок крестьянского двора, усталая прачка на берегу, скорбные фигуры погорельцев возле своего убогого скарба, старуха, которая кормит цыплят, престольный праздник в деревне, купание в Москве-реке - всё это мастерски передавала кисть живописца. Но особенно часто на его картинах появлялись симпатичные детские лица.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Портрет девочки» 1892


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У самовара»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Мыльные пузыри»

«Однажды мне пришлось зайти в избу старика Ильи Яковлева в деревне Бели,- писал художник.- Его хатенка, как и все курные избы, была обложена снаружи соломой для укрытия от зимней стужи. Даже крохотное оконце припорошено соломой. Когда я вошел в избу, то сначала ничего не мог различить. Но как только я привык к скудному освещению, мне представилось прекрасное зрелище. С полатей на меня внимательно смотрели две пары милых детских глазок. Девочки полулежали на подушках, нимало не стесняясь прихода постороннего человека. Присмотревшись, я увидел третью головку, утонувшую в подушке, очевидно, спавшую. Весь этот обворожительный уголок я «снял» у хозяина на три дня, чтобы работать без помех, заплатив за это пять рублей из своих последних денег». Результат - картина «Гнёздышко», которая экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств в конце 1895 года и получила хорошие отзывы.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Эскиз к картине "Мальчики"»

Двумя годами раньше одна из работ И. Горохова - «Крестьянские дети» - была принята для показа на ХXI передвижной выставке. «Надо сказать,- замечает художник,- что в этих выставках тогда участвовали все корифеи русского искусства и попасть туда экспонентом было лестно, но нелегко. Несмотря на это, мою вещицу не только приняли и вскоре купили ее с выставки, но газетная критика отметила ее как талантливую и выдающуюся по технике вещь, а издатель журнала «Нива» А.Ф. Маркс письменно предложил мне 50 рублей и бесплатную высылку в течение года журнала со всеми приложениями за право ее воспроизведения».

Посетители XXIII передвижной выставки обратили внимание на картину И. Горохова «По миру». Художник изобразил маленьких нищих: мальчик и девочка куда-то бредут сквозь снежную пургу, а жалкие лохмотья не способны защитить их от холода. Это небольшое по размерам полотно никого не оставляло равнодушным.

Как видим, признание современников художника не миновало. И все-таки не только жажда славы заставляла Ивана Лаврентьевича трудиться, не жалея себя. Ему прежде всего необходимо было хоть как-то свести концы с концами - семья росла, а условия для творчества были не из лучших. «В восьмиаршинной избе, где были и кухня, и столовая, и детская, заниматься художеством было почти невозможно. Вследствие этого я писал этюды или небольшие картины на открытом воздухе или у кого-нибудь в избе целиком с натуры... К тому же массу времени я терял на ведение хозяйства: летом заготавливал сено для двух коров, овощи на зиму и так далее. Художественная работа подвигалась вперед очень туго». В такой ситуации большим подспорьем было, когда что-то покупали меценаты. Так, Павел Михайлович Третьяков приобрел у Горохова рисунок «За шитьем» и включил его в экспозицию своей знаменитой галереи.

В 1897 году случилось большое несчастье: пожар уничтожил почти всю деревню Бели, в том числе избу Гороховых. Удалось спасти только ничтожную часть имущества и готовившиеся для очередных выставок картины. Художник со своей многочисленной семьей перебирается в Можайск, где покупает в рассрочку дом.
В дверь продолжает настойчиво стучаться нужда: «Я вынужден был писать такие картины, которые бы нравились буржуазной публике и подходили для украшения гостиных... От этого мне было невыносимо тяжело, горько, обидно». И всё же Горохов не оставляет и свою любимую тему - жизнь простого народа. Рисует сценки, увиденные им на городском базаре, в кузнице, в мастерских ремесленников. Нередко на его полотнах того времени как воспоминание о пережитой гибели родного гнезда полыхают пожары.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Гибель родного гнезда»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Догорает»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Сорванцы набедокурили»

В 1903 году Иван Лаврентьевич приобрел продававшуюся в пригородной деревне на снос курную избу, поставил ее на участке возле своего дома, заполнил крестьянской утварью и превратил в своеобразную мастерскую. Сюда он часто приводил натурщиков - деревенских ребятишек, мужиков и баб...

Последние годы жизни

На этом записки художника оказались прерванными. Что было потом? Известно, что в 1905 году И.Л. Горохов поступает учителем графических искусств в Можайское городское реальное училище. Педагогическая работа, которой Иван Лаврентьевич занимался вплоть до 1930 года, требовала много душевных сил и времени, но он выкраивал часы и для художественного творчества.

В советское время из-под его кисти вышли несколько портретов В.И. Ленина, портрет наркома просвещения А.В. Луначарского, пейзажи родного Подмосковья, натюрморты. К этому периоду относится и его летнее путешествие в Крым, где он пишет виды Феодосии, пробует свои силы в качестве мариниста.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Прибой.Феодосия»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «В жаркий июльский день»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Купание в реке»

Делает он и эскизы к большой картине о Гражданской войне, однако этот замысел так и остался неосуществленным - 6 октября 1934 года художник скончался. Похоронен Иван Лаврентьевич в Можайске.

Ивану Лаврентьевичу в смысле известности повезло гораздо меньше, чем многим его собратьям по искусству. Свои работы он, как правило, прямо с выставок или художественных аукционов продавал в частные коллекции, и теперь о судьбе большинства из них нет никаких сведений. Часть картин пропала во время оккупации Можайска фашистами. И всё же некоторые его произведения попали в музейные экспозиции. Дальневосточный музей изобразительных искусств в Хабаровске, мемориальный музей-усадьба Н.А. Некрасова «Карабиха», Днепропетровский и Тамбовский художественные музеи - вот только несколько адресов, где их можно увидеть. Четыре картины И.Л. Горохова находятся сейчас в запасниках Государственной Третьяковской галереи.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Ярмарка в Можайске» 1916


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Можайск»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Натюрморт с грибами»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Забытые крестцы»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Ледовозы» 1912


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Запил»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Яблочный базар в Можайске»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У постели больного мужа» 1903


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Семья»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Закат. Троицкая церковь» 1917


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Купите ягоды»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Русалка» 1912


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Бабы»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Дети художника»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «На лугу»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Крестьянка» 1902


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Пейзаж»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Бабочек ловят»

Вернемся к упомянутому альбому-дневнику, где художник запечатлел свою встречу с Константином Маковским. Встречу, безусловно, повлиявшую на судьбу крестьянского живописца. «Он долго смотрел на нее, сделал кое-какие замечания. Я спросил его, между прочим, стоит ли мне завершить свое образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в Академию была бы для меня пустой тратой времени».

Далее, видимо, решив главный вопрос этой встречи, Маковский предложил Горохову составить ему компанию в прогулке на Сухаревский рынок, где Маковский намеревался поискать «редкостные вещицы». Взятый «для компании» Горохов наблюдал, как знаменитый художник долго выторговывал какую-то статуэтку из слоновой кости, но так и не купил, не сойдясь в цене. После этого, вспоминает Горохов, «он предложил мне поехать с ним в Петровский парк в загородный ресторан... На прощанье дал мне рублей сто денег за выполненные для его исторических картин этюдо-интерьеры Теремного дворца и Грановитой палаты».

Едва ли упомянутые «этюды» были сделаны во время этой самой поездки; значит, встреча с посещением «Сухаревки» у них была не первой. Значит, ранее получив заказ, Горохов его выполнил и теперь, на этой встрече, получил расчет: «рублей сто денег». Судя по мизерной сумме, Маковский, походя, без лишних затрат, решал свои проблемы, а Горохов, пребывая в бедности, и копейками не гнушался...»

Не оброни тогда Маковский фразу о достаточности обучения, как знать, может были бы сейчас картины Горохова на одном ценовом уровне с картинами самого Маковского на аукционных сайтах...

Цитата сообщения Горохов Иван Лаврентьевич (1863-1934) II часть.

«Ибо добротой мир держится на плаву…»

На мой откликнулся Алексей , и предложил помощь в виде сканов из альбома «Династия Гороховых», изданного 2009 году Администрацией Можайского муниципального района. Искренне благодарю Алексея за подвижничество.

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934)
Часть вторая

1880-е

Первого сентября 1874 года, в возрасте 11 лет, благодаря своим рисункам, Ваня Горохов без вступительных экзаменов был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1881 году он удостаивается малой серебряной медали, в 1883 году - второй серебряной медали, и в 1886 году, выпускном, - высшей награды училища - Большой серебряной медали.
30 декабря 1886 года Иван Горохов был выпущен из училища со званием классного художника живописи.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Автопортрет» 1884



Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Осень. Стадо у пруда» 1884

Первое время по окончании училища молодой человек пытался жить и работать в Москве. Но существовать с семьёй в Первопрестольной (в 1888 году Иван Лаврентьевич женился) на случайные заработки оказалось невозможным, и вскоре он возвращается в родную деревню. К старой отцовской избе, в которой поселился с семьёй, делает пристройку. Но для серьёзной работы необходима и мастерская. И в 1891 году Иван Лаврентьевич строит рядом ещё одну небольшую избу - мастерскую, в которой пишет ряд картин, в основном на тему крестьянского быта.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Мальчик чистит грибы» 1888


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «За работой» 1889


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Мужчина с рыжей бородой. Этюд» 1889


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «На прогулке (Вера Андреевна под зонтиком)» 1889

1890-е

В 1894 году Иван Лаврентьевич получил нелестное предложение от художника исторической живописи К.Н.Горского о совместной работе над двумя картинами с условием, что картины будут подписаны только им, Горским. Испытывая крайнюю нужду, Иван Лаврентьевич принял это предложение, получив за работу 600 рублей. Деньги были необходимы, так как Иван Лаврентьевич задумал переезд на жительство из деревни в Можайск, так как старшие дети подрастали, и надо было решать вопрос об их образовании.

«...Массу времени я терял на ведение хозяйства, - сетовал художник. - Летом заготавливал сено для двух коров, овощи на зиму, и так далее. Художественная работа продвигалась трудно» Изредка приходила помощь от меценатов. Так, Павел Михайлович Третьяков приобрёл в 1898 году рисунок «За шитьём» и включил его в коллекцию своей галереи.
В 1896 году художник заключил договор с местным подрядчиком С.И.Гудковым на строительство дома в рассрочку в Можайске. Старший сын Ивана Лаврентьевича Валентин Иванович так описывает последующие события: «Уже была перевезена из Белей и поставлена рядом со строившимся домом мастерская. Но незадолго до окончания строительства, в июньскую засуху 1897 года пожар истребил почти всю деревню Бели. В том числе и избу художника, в которой были сложены все его работы. Удалось спасти лишь ничтожную часть необходимейшего имущества. В новый дом в Можайске пришлось въехать без мебели, без вещей и материалов для работы».


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «В кузнице. Этюд» 1890


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Купите ягоды» 1890


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Сбивает масло» 1890-е


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Сарай в зимний вечер. Этюд» 1891


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Женская голова на воздухе в тени деревьев.Портрет жены художника Веры Андреевны» 1892


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Иней» 1894


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Мужская фигура за столом. Этюд» 1898


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Охотники. Этюд» 1898

1900-е

Картины, посылаемые на выставки, большей частью не продавались, частных заказов в аленьком провинциальном городе почти не было, и в 1901 году Иван Лаврентьевич вынужден был просить ссуду в 300 рублей в Московском обществе любителей художеств. Нужда одолевала и угнетала. К этому прибавились и семейные несчастья: в 1903 году умер младший ребёнок, в следующем году - жена. При художнике осталось четверо детей. Вскоре он вступил во второй брак, последовало увеличение семейства, а в связи с этим и материальные затруднения. Взятые с 1905 года в местном городском училище уроки графических искусств с оплатой в 24 рубля в месяц не могли вывести из создавшегося положения.

Обременённый большой семьей и домашними заботами, с плохим здоровьем, художник доходил до отчаяния. «Обидно, что так не везёт мне в жизни, что я такой несчастный. Мне даже кажется, что лица, которые мне сочувствовали, также терпели неудачи. Как будто я такой отверженный... В настоящее время я уже состарившийся, с расстроенным здоровьем человек, почти старик, плохо соображаю, развалина».
Все нераспроданные картины Ивана Лаврентьевича с выставки Санкт-Петербургского общества любителей художеств вернулись в Можайск. Вскоре он получает письмо от известного в то время петербургского коллекционера Чекато с предложением «уступить картины по сходной цене». «Конечно, я согласился, - пишет Иван Лаврентьевич. - Приезжайте». И коллекционер приехал, отобрал около пятнадцати работ, заключив договор об оплате в сумме 800 рублей. Но Чекато заплатив 400 рублей, и обещая выслать остальные, долгое время не выплачивал оставшуюся часть.
Вскоре Иван Лаврентьевич получил приглашение на Первый съезд русских художников в Санкт-Петербург. На съезде он был удивлён, что «многие знают меня, но не лично, а по моим работам». На него это произвело сильное впечатление. Какой-то художник, узнав, что Иван Лаврентьевич живёт в Можайске, сказал: «Не может быть, чтобы он выжил как художник в таких условиях...». Эта поездка вдохновила его, и художник по возвращении продолжил напряжённо работать.

Переезд в город определил и новые сюжеты из жизни горожан и ремесленников. В эти же годы создаётся большая серия картин со знаменитыми можайскими базарами.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Рисунок (Женская фигура)» 1900


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Русалки» 1900


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Православный праздник. Этюд» 1900-е


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Весенний день. Этюд из окна детской» 1901


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Цветущий яблоневый сад (Сад Андреевых)» 1901


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Лесничий А. П. Молис с сыном» 1903


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Малина» 1904


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «На сжатом поле. Этюд» 1904


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «На сжатом поле» 1904


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У окна» 1904

Поль Иван Лаврентьевич
Генерал-майор
Из Лифляндских дворян

Имеет ордена: российские - Св. Анны 1 кл., Св. Георгия 3 кл., Св. Владимира 3 ст., Св. Анны 4 кл.; иностранные – прусские Красного Орла 3 кл. и «За заслуги»; медаль за 1812 год.

В службе: гвардии фурьером 1781 г. февраля 13, в Л.-гв. Преображенском полку; выпущен прапорщиком в Кексгольмский мушкетерский полк 1783 г. января 1; произведен в подпоручики 1786 г. января 1; в поручики 1788 г. января 1, с переводом в Киевский гренадерский полк; в капитаны 1790 г. ноября 19; переведен в Таврический гренадерский полк 1790 г. ноября 21; из Таврического полка, по переименовании в ротмистры, переведен в Северский карабинерный полк 1794 г. января 10; произведен в майоры 1796 г. ноября 29; в подполковники 1799 г. октября 11; в полковники 1800 г. октября 15; переведен в Новороссийский драгунский полк 1803 г. мая 21; переведен в Каргопольский драгунский полк 1808 г. ноября 5; произведен за отличие в генерал-майоры 1812 г. октября 22.

В походах был: 1791 г., в Молдавии; 1794 г., в польском поход против мятежников, в сражениях: мая 28 – при м. Хелме; июля 22 и 23 – при м. Слоним, за что произведен за отличие в майоры; 1805 г., в Новой Галиции; 1806 г. ноября 14 и 15 – при блокаде турецкой кр. Хотина; 1807 г. февраля 4 – под м. Станиславовым, в сражении против французов; 1812 г. июня 16 – в перестрелке под г. Вильною, в арьергарде против сильного неприятельского авангарда; октября 14 – под г. Малоярославцем; 20 – при встрече неприятеля, идущего по большой дороге к Вязьме; 22 – под Вязьмою, в атаке на неприятельские колонны и поражении их; за отличие в этом дел пожалован генерал-майором; ноября 3, 4, 5 и 6 – под Красным, при разбитии неприятельских колонн; за взятие 4 ноября неприятельской батареи о 4 орудиях награжден орденом Св. Георгия 3 ст.; с 7 ноября по 1 января 1813 г. участвовал в преследовании неприятеля до границ наших, а в 1813 г., в Гер¬мании, в сражениях: апреля 30 – под Бишофсвердом; мая 7 – под Бауценом; 10 – под Рейхенбахом; 11 – под Герлицем; за все вышеуказанные дела награжден орденом Св. Владимира 3 ст. и прусским «За заслуги»; по открытии кампании после перемирия, за дела августа 27, 28 и 29 и сентября 1 и 3, вторично награжден орденом Св. Владимира 3 ст. и прусским Красного Орла 3 кл.; октября 4, 5, 6 и 7 участвовал в генеральном сражении под Лейпцигом; в 1814 г. был в делах: марта 13 – при Фершампенуазе, где пожалован кавалером Св. Анны 1 кл., и 18 – при взятии Парижа; в 1815 г., по возникновении вновь войны с Францией, выступил с вверенною ему 2 бригадою 1 драгунской дивизии на границу и дошел до г. Дрездена, а оттуда вернулся обратно.

Женат на дочери ротмистра Соломе Яковлевне Дошицкой; у них дети: сын Густав и дочери Мария и Елена.

Будучи командиром бригады 4 драгунской дивизии., Высочайшим приказом 29 октября 1827 г. уволен от службы, с мундиром и полным пенсионом.

Формулярный список за 1818 год. (Книга формулярных списков № 2, формуляр 142.)

Художник, в чьей судьбе Константин Маковский сыграл «злого гения». Но об этом в конце поста. А сначала краткая биография в изложении Николая Мусиенко из Можайска, первого (и, похоже, единственного) биографа Горохова:

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У постели выздоравливающей» 1886
В мае 1886 года И. Горохов успешно завершает учебу. Ему присваивают звание классного художника живописи. А за выпускную работу «Выздоравливающая» он получил большую серебряную медаль - этой награды удостаивались тогда немногие. Молодой живописец такого успеха не ожидал: «Я взял самый простой жанровый сюжет - около кровати с выздоравливающей девицей сидит на кресле другая девушка и читает ей книжку. Обстановка мещанская, с кошкой, вязаными салфеточками и прочим...»
Эту картину Горохов показал Константину Егоровичу Маковскому, приехавшему в Москву из Петербурга. «Он долго смотрел на нее, сделал кое-какие замечания. Я спросил его, между прочим, стоит ли мне завершать свое образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в академию была бы для меня пустой тратой времени. Потом ходили с ним на Сухаревский рынок; по его словам, на Сухаревке иногда бывают редкостные вещицы. Покупал там какую-то статуэтку из слоновой кости, но не сошелся в цене. После он предложил мне поехать с ним в Петровский парк в загородный ресторан... На прощание дал мне рублей сто денег за выполненные для его исторических картин этюды интерьеров Теремного дворца и Грановитой палаты».

Зрелые годы

Жизнь в Москве требовала больших расходов, и Иван Лаврентьевич после окончания училища предпочел вернуться в родную деревню. Тем более что именно там был неисчерпаемый источник сюжетов - жизнь крестьян, которую он хорошо знал. Уголок крестьянского двора, усталая прачка на берегу, скорбные фигуры погорельцев возле своего убогого скарба, старуха, которая кормит цыплят, престольный праздник в деревне, купание в Москве-реке - всё это мастерски передавала кисть живописца. Но особенно часто на его картинах появлялись симпатичные детские лица.

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Портрет девочки» 1892

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У самовара»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Мыльные пузыри»

«Однажды мне пришлось зайти в избу старика Ильи Яковлева в деревне Бели,- писал художник.- Его хатенка, как и все курные избы, была обложена снаружи соломой для укрытия от зимней стужи. Даже крохотное оконце припорошено соломой. Когда я вошел в избу, то сначала ничего не мог различить. Но как только я привык к скудному освещению, мне представилось прекрасное зрелище. С полатей на меня внимательно смотрели две пары милых детских глазок. Девочки полулежали на подушках, нимало не стесняясь прихода постороннего человека. Присмотревшись, я увидел третью головку, утонувшую в подушке, очевидно, спавшую. Весь этот обворожительный уголок я «снял» у хозяина на три дня, чтобы работать без помех, заплатив за это пять рублей из своих последних денег». Результат - картина «Гнёздышко», которая экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств в конце 1895 года и получила хорошие отзывы.

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Эскиз к картине "Мальчики"»

Двумя годами раньше одна из работ И. Горохова - «Крестьянские дети» - была принята для показа на ХXI передвижной выставке. «Надо сказать,- замечает художник,- что в этих выставках тогда участвовали все корифеи русского искусства и попасть туда экспонентом было лестно, но нелегко. Несмотря на это, мою вещицу не только приняли и вскоре купили ее с выставки, но газетная критика отметила ее как талантливую и выдающуюся по технике вещь, а издатель журнала «Нива» А.Ф. Маркс письменно предложил мне 50 рублей и бесплатную высылку в течение года журнала со всеми приложениями за право ее воспроизведения».

Посетители XXIII передвижной выставки обратили внимание на картину И. Горохова «По миру». Художник изобразил маленьких нищих: мальчик и девочка куда-то бредут сквозь снежную пургу, а жалкие лохмотья не способны защитить их от холода. Это небольшое по размерам полотно никого не оставляло равнодушным.

Как видим, признание современников художника не миновало. И все-таки не только жажда славы заставляла Ивана Лаврентьевича трудиться, не жалея себя. Ему прежде всего необходимо было хоть как-то свести концы с концами - семья росла, а условия для творчества были не из лучших. «В восьмиаршинной избе, где были и кухня, и столовая, и детская, заниматься художеством было почти невозможно. Вследствие этого я писал этюды или небольшие картины на открытом воздухе или у кого-нибудь в избе целиком с натуры... К тому же массу времени я терял на ведение хозяйства: летом заготавливал сено для двух коров, овощи на зиму и так далее. Художественная работа подвигалась вперед очень туго». В такой ситуации большим подспорьем было, когда что-то покупали меценаты. Так, Павел Михайлович Третьяков приобрел у Горохова рисунок «За шитьем» и включил его в экспозицию своей знаменитой галереи.

В 1897 году случилось большое несчастье: пожар уничтожил почти всю деревню Бели, в том числе избу Гороховых. Удалось спасти только ничтожную часть имущества и готовившиеся для очередных выставок картины. Художник со своей многочисленной семьей перебирается в Можайск, где покупает в рассрочку дом.
В дверь продолжает настойчиво стучаться нужда: «Я вынужден был писать такие картины, которые бы нравились буржуазной публике и подходили для украшения гостиных... От этого мне было невыносимо тяжело, горько, обидно». И всё же Горохов не оставляет и свою любимую тему - жизнь простого народа. Рисует сценки, увиденные им на городском базаре, в кузнице, в мастерских ремесленников. Нередко на его полотнах того времени как воспоминание о пережитой гибели родного гнезда полыхают пожары.

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Гибель родного гнезда»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Догорает»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Сорванцы набедокурили»

В 1903 году Иван Лаврентьевич приобрел продававшуюся в пригородной деревне на снос курную избу, поставил ее на участке возле своего дома, заполнил крестьянской утварью и превратил в своеобразную мастерскую. Сюда он часто приводил натурщиков - деревенских ребятишек, мужиков и баб...

Последние годы жизни

На этом записки художника оказались прерванными. Что было потом? Известно, что в 1905 году И.Л. Горохов поступает учителем графических искусств в Можайское городское реальное училище. Педагогическая работа, которой Иван Лаврентьевич занимался вплоть до 1930 года, требовала много душевных сил и времени, но он выкраивал часы и для художественного творчества.

В советское время из-под его кисти вышли несколько портретов В.И. Ленина, портрет наркома просвещения А.В. Луначарского, пейзажи родного Подмосковья, натюрморты. К этому периоду относится и его летнее путешествие в Крым, где он пишет виды Феодосии, пробует свои силы в качестве мариниста.

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Прибой.Феодосия»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «В жаркий июльский день»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Купание в реке»

Делает он и эскизы к большой картине о Гражданской войне, однако этот замысел так и остался неосуществленным - 6 октября 1934 года художник скончался. Похоронен Иван Лаврентьевич в Можайске.

Ивану Лаврентьевичу в смысле известности повезло гораздо меньше, чем многим его собратьям по искусству. Свои работы он, как правило, прямо с выставок или художественных аукционов продавал в частные коллекции, и теперь о судьбе большинства из них нет никаких сведений. Часть картин пропала во время оккупации Можайска фашистами. И всё же некоторые его произведения попали в музейные экспозиции. Дальневосточный музей изобразительных искусств в Хабаровске, мемориальный музей-усадьба Н.А. Некрасова «Карабиха», Днепропетровский и Тамбовский художественные музеи — вот только несколько адресов, где их можно увидеть. Четыре картины И.Л. Горохова находятся сейчас в запасниках Государственной Третьяковской галереи.

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Ярмарка в Можайске» 1916

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Можайск»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Натюрморт с грибами»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Забытые крестцы»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Ледовозы» 1912


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Запил»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Яблочный базар в Можайске»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У постели больного мужа» 1903


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Семья»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Закат. Троицкая церковь» 1917


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Купите ягоды»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Русалка» 1912


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Дети художника»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «На лугу»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Крестьянка» 1902

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Бабочек ловят»

Вернемся к упомянутому альбому-дневнику, где художник запечатлел свою встречу с Константином Маковским. Встречу, безусловно, повлиявшую на судьбу крестьянского живописца. «Он долго смотрел на нее, сделал кое-какие замечания. Я спросил его, между прочим, стоит ли мне завершить свое образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в Академию была бы для меня пустой тратой времени».

Далее, видимо, решив главный вопрос этой встречи, Маковский предложил Горохову составить ему компанию в прогулке на Сухаревский рынок, где Маковский намеревался поискать «редкостные вещицы». Взятый «для компании» Горохов наблюдал, как знаменитый художник долго выторговывал какую-то статуэтку из слоновой кости, но так и не купил, не сойдясь в цене. После этого, вспоминает Горохов, «он предложил мне поехать с ним в Петровский парк в загородный ресторан... На прощанье дал мне рублей сто денег за выполненные для его исторических картин этюдо-интерьеры Теремного дворца и Грановитой палаты».

Едва ли упомянутые «этюды» были сделаны во время этой самой поездки; значит, встреча с посещением «Сухаревки» у них была не первой. Значит, ранее получив заказ, Горохов его выполнил и теперь, на этой встрече, получил расчет: «рублей сто денег». Судя по мизерной сумме, Маковский, походя, без лишних затрат, решал свои проблемы, а Горохов, пребывая в бедности, и копейками не гнушался...»

Не оброни тогда Маковский фразу о достаточности обучения, как знать, может были бы сейчас картины Горохова на одном ценовом уровне с картинами самого Маковского на аукционных сайтах...

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kuroku.ru» — Удобрение и подкорм. Овощи в теплицах. Строительство. Болезни и вредители