Церковь на большой ордынке. Храм на Ордынке "Всех скорбящих Радость". Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость": значение. Московский Синодальный хор

Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»,
иначе называемая Преображенской церковью в Ордынцах, строилась в несколько этапов.
Наиболее старая - западная - часть, дошедшая до наших дней, была возведена архитектором В.И.Баженовым в 1783-1791гг. на месте колокольни и трапезной каменной церкви 1683-1685гг.
Восточная часть сохранялась еще 40 лет, после чего и она была перестроена в 1832-1836гг. под руководством О.И.Бове.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» кликабельна

Название Большой Ордынки (как и Малой, и переулков с тем же именем) произошло от бывшей здесь ранее Ордынской слободы. Версий происхождения этого названия несколько.
Храм в Ордынцах впервые был упомянут в документах как посвященный Варлааму Хутынскому в 1571г.
В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду.
Наиболее распространена была гипотеза, что здесь селили выкупленных в Орде русских, которых называли ордынцами.

Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.
Но относительно недавно были обнаружены документальные свидетельства, что ордынцами называли людей, возивших в Орду дань, а так как для сбора и транспортировки ее требовалось немало работников, то и слобода была достаточно большой - в начале XVII века в ней насчитывалось 107 дворов, а к 1653г. - целых 273 двора.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения.

Преображенским он именуется в 1625г., а как каменный обозначен уже в 1683-1685гг.
Это был четверик, увенчанный пятиглавием, с трапезной и шатровой колокольней, и с главным престолом Преображения Господня.
Каменный храм и был поэтапно перестроен в XVIII-XIX веках.

Свое наиболее известное ныне название храм получил, когда здесь в 1688г.
у иконы Божией Матери чудесно исцелилась вдова Евфимия Акинфиева, сестра патриарха Иоакима.
В 1711г. царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I) даже заказала с чудотворной иконы список, чтобы увезти с собой в новую столицу.


Уменьшенный точный список с московской иконы (1710 год)

Особенности иконографии

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами.
Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей.
Особенностью является изображение над страждующими ряда святых:
слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота,
справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского.
Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского
(до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь).
Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.
Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В декабре 1713г. было дано разрешение на устроение особого - Скорбященского - придела в честь иконы.
Этот придел был перестроен в 1770г. на средства Г.Любовниковой.

Скорбященская церковь на Ордынке.

Напротив Скорбященской церкви на Ордынке находилась усадьба купца А.И.Долгова - брата Л.И.Долгова, тестя архитектора В.И.Баженова.
На средства хозяина усадьбы в 1783г. (по некоторым источникам - в 1782г.) была начата полная перестройка западной части церкви по проекту Баженова.
Закладка трапезной и колокольни состоялась 20 мая 1783г.; в 1791г. состоялась закладка Варлаамовского придела.
Узкая стройная колокольня в три яруса была нехарактерной для своего времени: ее ярусы практически не сужаются кверху, напоминая скорее высокую круглую башню, завершающуюся полусферой с маленькой шаровидной главкой и крестом.
Декор колокольни достаточно скромен: полуколонны, неширокие арочные проемы яруса звона, балюстрады.
В противовес строгому вертикализму колокольни трапезная - с портиками дорического ордера и декоративными круглыми оконцами - невысокая и ориентированная на горизонтальность.

Кликабельна

Во время войны 1812 года храм сильно пострадал от московского пожара, и в 1832г. началась полная перестройка восточной половины, средства на которую пожертвовали купцы братья Куманины и А.А.Долгов.
Проект был составлен архитектором Осипом Ивановичем Бове.
Новый храм представляет собой широкую ротонду с более разнообразным по сравнению с трапезной декором портиков и карнизов.
Верхняя световая ротонда увенчана большим куполом с маленькой главкой на тонкой «шейке».

Икона прославилась многочисленными исцелениями от физических недугов, в том числе и смертельных. Молятся о здравии как собственном, так и своих родных и друзей. Просят у Богоматери перед иконой «Всех скорбящих радость» и излечения от болезней духовных – маловерия, уныния, отчаяния и скорби.

Молитва перед этим образом помогает и в других житейских вопросах. Если на сердце лежит «груз», дела не ладятся, случились семейные распри, трудности с работой и прочее – об успешном исходе всего этого можно молиться Богородице перед иконой «Всех скорбящих радость».

Перед иконой Богоматери «Всех скорбящих радость» с монетками, помимо всего перечисленного выше, молятся в нужде.

Матерь Божия «Всех скорбящих Радость» - икона, прославление которой началась с 1688 г. в Преображенском храме, который расположен был на Ордынке. Информация о том, каким образом икона оказалась в церкви, нет. Вероятнее всего, произошло это в 1685 г., когда Евдокия Васильевна Акинфова сделала крупное пожертвование, после чего на местности этой был возведен каменный храм.

Причиной прославления иконы стало радостное событие: исцелилась Евфимия Петрова Папина, которая была сестрой Московского патриарха Иоакима. Записи Преображенского храма сообщают о том, что лежала Евфимия на одре своем еле живая, страдая от болезни, не покидавшей ее уже несколько лет. И никто уже не думал, что единоутробная сестра патриарха Великого останется не сем свете, избавившись от страданий.
Однажды, взывая к Матери Божией с просьбами избавить ее от болезни мучительной, услышала бедная голос, который спросил ее, почему же она не прибегает к общей Целительнице. На вопросы о том, где же найти ей такую целительницу, получила Евфимия ответ, что находится в Преображенской церкви образ Богородицы, который называется «Всех скорбящих Радость». Найти святыню можно с левой стороны в трапезе, где становятся женщины. Также сказал голос, что молебен с водосвятием поможет больной в исцелении. В ответ на спасение женщина должна будет прославлять имя Богородицы, не забывая ее милосердия.

Придя в себя, страдалица узнала, что в Преображенском храме действительно есть такая икона: «Всех скорбящих Радость». Поверила она голосу из сна, попросила принести святыню в свой дом, и случилось чудо: после молебен полностью исцелилась Евфимия от болезни неизлечимой. Состоялось прекраснейшее событие 2 октября, с того момента множество чудес после молитв перед иконой происходило. Случившееся в истории сохранили, как «Сказание об иконе», написанное опосля чудесного исцеления.

Антиминс на престол, посвященный чудотворной иконе, был выдан в 1713 г. Преображенской церкви, с того времени церковь чаще называли Скорбященской, а не Преображения Господня, как это было раньше.

Находится в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке , г.Москва

Московская иконописная мастерская во имя прп. Алипия Печерского работает при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке. С 2009 г. настоятелем храма является митрополит Волоколамский Иларион, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода настоятель храма митрополит Иларион ведет обширную и всестороннюю работу на благо Русской Православной Церкви. Это внешнеполитическая, просветительская, научная, богословско-литературная, музыкально- композиторская деятельность.

Его Высокопреосвященство митрополит Волоколамский Иларион, один из ярких богословов нашей Церкви, пишет также об иконописании и иконопочитании, с юных лет дружит с о. Зиноном, крупнейшим иконописцем современности.

Для мастерской является

большой честью

сотрудничество с Высокопреосвяшеннейшим Владыкой. Писать по его благословению очень ответственно. Но и радостно, потому что Владыка как богослов принимает активное участие в разработке новых, наиболее сложных и важных иконографических образов.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» - бесценный памятник русской православной культуры. В наше время деятельность духовенства, приходского совета и прихода храма вносит огромный вклад в развитие православного духовного искусства.

О храме

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества - в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева - в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) - его «Литургия».

Описание:

История

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Часто перед ней, как и перед Иверской, молятся неправославные люди.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола — жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и на сей раз перенесены внутрь храма.

Престолы

Главный — Спаса Преображения, приделы — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского.

Святыни

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона преподобного Варлаама Хутынского чтимые иконы мч. Лонгина сотника, прп. Алексия, человека Божия; апостола Андрея Первозванного.

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8.00, вечернее богослужение в 18.00,в воскресные и праздничные дни — Литургия в 7 и 10 час., накануне — всенощное бдение в 18 час., по четвергам — в 11.30 водосвятный молебен у чудотворной иконы мч. Лонгина сотника об исцелении от глазных болезней; по субботам — в 15.30 молебен у чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» об исцелении людей, подверженных недугу алкоголизма и наркомании.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kuroku.ru» — Удобрение и подкорм. Овощи в теплицах. Строительство. Болезни и вредители