Когда хуан ди проснется. Желтый император. Истинные речи из золотого ларца

Хуа н-ди «жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»

В древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Х.-д. как «жёлтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан-ди, означающего «блестящий (испускающий свет) государь», «августейший правитель» (точка зрения китайских исследователей Юань Кэ, Ду Эр-вэя). Вместе с тем Х.-д. считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с жёлтым цветом лёссовых почв. Высказывались предположения, что Х.-д. связан с тотемами медведя (Юань Кэ), цзяо, «червь», «вид дракона» (Люй Чжень-юй), юань, «большая черепаха», «драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению японского учёного Мори Ясутаро, культ Х.-д. первоначально сложился у рода Чэнь, где Х.-д. почитался в качестве драконоподобного божества грома. В различных описаниях Х.-д. в сочинениях рубежа н. э. есть черты, роднящие его с драконом, как одним из основных тотемов предков китайцев.

Считается, что родовой фамилией Х.-д. была Гуньсунь, его имя - Сянь-юань (от сянь, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Х.-д. - изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Х.-д. как о созвездии, напоминающем большую колесницу (В. Мюнке, Зап. Берлин). По преданию, Х.-д. был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Х.-д. был высокого роста (более девяти чи - ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Четырёхглазость или четырёхликость Х.-д. может быть истолкована как отражение четырёхчленной модели мира, характерной для древнекитайской мифологии. Вместе с тем четырёхглазость Х.-д., возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырёхглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к 6 в. до н. э., Х.-д. - один из пяти богов, правителей сторон света - божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка Х.-д. с образом безымянного верховного владыки Шан-ди. Одновременно земная столица Х.-д. как верховного божества стала локализоваться в священных горах Куньлунь.

Х.-д. приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат Древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» - «Книга Х.-д. о внутреннем»). Согласно мифологическим преданиям, сподвижник Х.-д. по имени Цан-цзе изобрёл иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Х.-д. первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», 2 в. до н. э.). Х.-д. был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга - бог солнца Янь-ди (по некоторым версиям, брат Х.-д.) не пожелал подчиниться. Тогда Х.-д. собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Х.-д. вышел победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война между дождём, водой и огнём (Х.-д. - вода, Янь-ди - огонь, «Люй-ши чуньцю» - «Вёсны и осени Люя», 3 в. до н. э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологические воззрения. После победы над Янь-ди непокорённым остался лишь один Чи-ю, потомок Янь-ди, которого Х.-д. победил в битве при Чжолу и казнил.

Х.-д. никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги. Х.-д. женился на Лэй-цзу, которая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей - Сюань-сяо и Чан-и. Всего от разных жён у Х.-д. было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Х.-д. почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н. э. С Х.-д. как с первого «реального» правителя начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь. По некоторым легендам, Х.-д. жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэнхуан) - знак мудрого правления. По одной версии ["Хуайнань-цзы", «Лунь хэн» («Критические суждения») Ван Чуна, 1 в. н. э.], Х.-д. в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон. Х.-д. ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даосским версиям, Х.-д. постиг дао, сделался бессмертным и улетел на драконе. Сподвижники Х.-д. стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что Х.-д. погребён на горе Цяошань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле погребена лишь одежда Х.-д., которая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознёсся на небо («История династии Хань» Бань Гу, Хань шу, 1 в. н. э.). В средние века даосы почитали Х.-д. как одного из зачинателей своего учения (наряду с Лао-цзы), в народе X.-д. чтили как божество планеты Земля (или Сатурн), как бога - покровителя портных (по другой версии, - бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с Фу-си и Шэнь-нуном).

  • Сыма Цянь, Исторические записки («Ши цзи»), пер. с кит., т. 1, М., 1972, с. 133-35;
  • Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 100-26;
  • Рифтин Б. Л., От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе, М., 1979, с. 89-100;
  • Имаи Усобуро, Котэй-ни цуйтэ (О Жёлтом государе), «Камбун гаккай кайхо» (Труды общества по изучению Камбуна), Токио, 1953, No 14;
  • Митараи Масару, Котэй дэнсэцу-ни цуйтэ (Относительно преданий о Желтом государе), «Хиросима дайгаку бунгаку бу киё» (Записки литературного факультета Хиросимского университета), 1969, т. 29, No 1;
  • Тэцуи Кэйки, Котэй то Чи-ю-но тосо сэцува-ни цуйте (Относительно сказаний о борьбе Хуан-ди и Чи-ю), «Тохо сюкё» (Религия Востока), 1972, No 39;
  • Мори Ясутаро, Хуан-ди чуаньшо (Легенды о Желтом государе), в его кн.: Чжунго гудай шэньхуа яньцзю (Исследования древних мифов Китая), пер. с япон. на кит. Ван Сяо-ляня, Тайбэй, 1974, с. 149-76.
[Б. Л. Рифтин

Хуан-ди - один из китайских культурных героев-предков, к которому возводили свое происхождение 14 аристократических родов. Конфуцианская традиция превратила его в императора, наследника Шэнь-нуна, и указала даты его жизни, соответствующие 2698-2598 гг. до н.э.

В многочисленных рассказах Хуан-ди фигурирует не только как благодетель человечества, но и как высший правитель в царстве духов, и это соответствует хтонической природе Хуан-ди. Описание владений Хуан-ди содержит много черт райского сада, засаженного деревьями. Среди них находится и древо бессмертия, однако мотив бессмертия в китайском мифе о сказочном саде остается неразвитым. В китайском саду нет тех, кто может воспользоваться плодами дерева. Сам Хуан-ди остается смертным.

Янь-ди сменил Хуан-ди («Желтый владыка»). Он продолжил благодеяния Божественного земледельца и научил людей ремеслам. Хуан-ди показал, как делать топоры и зернотерки, отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки. Был он высокого роста, имел четыре лица, так что мог одновременно наблюдать за четырьмя сторонами света.

На Куньлуне был у Хуан-ди великолепный дворец, окруженный пятью стенами и двенадцатью башнями. Росли во дворце удивительные растения, жили удивительные птицы и животные. Были там огромный рисовый колос, жемчужное и нефритовое деревья, гнездились там фениксы и птицы луань с головами, обвитыми змеями и прикрытыми щитами. Там же росло древо бессмертия. Каждый вкусивший его плоды становился подобным богам. У обитателей дворца Хуан-ди не было заботы о пище, ибо там жило Ши-жоу - удивительное животное, лишенное костей и конечностей, огромный кусок мяса, правда, с парой маленьких глаз. Стоило отрезать от Шижоу кусок, как место отреза зарастало и животное приобретало прежнюю форму.

Хуан-ди все время путешествовал по Куньлуню, расчищал горные склоны, прокладывал дороги. Он окружил себя людьми, обладавшими талантом, и оказывал им покровительство. Среди его сподвижников был четырехглазый Цан-цзе. Наблюдая за следами, оставляемыми на земле птицами и зверями, он проник в их тайный смысл и изобрел иероглифы.

Любимой женой Хуан-ди была Лэй-цзу («Богиня грома»), родившая ему двух сыновей. Вообще же от всех жен было у Хуан-ди двадцать пять сыновей, четырнадцать из них стали основателями родов. В конце правления Хуан-ди на земле появился чудесный и добрый зверь единорог. Ступая, он не сломает травинки, не раздавит букашки, не тронет ни одну живую тварь. Стало ясно, что этим Небо ознаменовало конец кроткого и счастливого правления Желтого владыки. Вскоре после того Хуан-ди исчез. Видели его взлетающим на драконе и, желая удержать, стреляли в чудовище из лука, но промахнулись. Удалось отыскать одеяние Хуан-ди, он оставил его за ненадобностью. Это одеяние торжественно захоронили на горе Цяошань в провинции Шэньси.

ИМПЕРАТОР ХУАН ДИ

В 2 692 - 2 592 гг. до н.э. в Китае правит 1-й император ХУАН ДИ и его сподвижники, обитавшие в долине реки Хуанхэ, где позднее зародилось ядро китайской цивилизации. Последний год его правления – 2 592 г. до н.э.

Хуан Ди и нескольких его ближайших помощников называли "Сынами неба". Некоторые из них имели по четыре глаза и шесть рук, "медные головы с железными лбами и трезубцами" вместо ушей. Когда один из монстров погиб, его металлическую голову захоронили отдельно, и она ещё долго излучала тепло, а исходящие из могилы облачка "красного пара" повергали китайцев в религиозный экстаз.

Одна из двух 6-метровых черепах на месте появления Жёлтого императора (г. Цюйфу)

Прилетели они со звезды Регул (созв. Льва). Хуан Ди и его "команда", состоящая из пятерых спутников и одной спутницы, спустилась с неба на землю в колеснице (летающий корабль). Прибытие всей "команды Хуан Ди" сопровождалось "сиянием великой молнии, опоясавшей звезду Цэи в созвездии Ковша" (Большой Медведицы).

В это время в Китае не было сильной централизованной власти. Страна состояла из отдельных областей, управляемых выборными старейшинами из правящих кланов. Союзное правление конфедерации было представлено "Всекитайским Двором" - собранием представителей правящих семей и кланов.

Хуан-ди после трудной борьбы сумел подчинить себе вождей отдельных племён и создал первое китайское государство в горах Куньлунь - далеко на западе от бассейна реки Хуанхэ. Вскоре "Всекитайский Двор" провозгласил Звёздного Учителя "Царём Неба" и Первым императором Поднебесной.
Установив мир, Хуан-ди принёс жертвы богам, назначил чиновников-управителей и ввёл первые в стране законы.

Он правил 100 лет. Он никогда не требовал поклонения, не занимался реорганизацией правительственного аппарата.

Его спутники вели наблюдения за звёздным небом, используя для этого 12 зеркал - металлических пластин, отполированных до блеска, проводили непонятные расчёты и рисовали загадочные астрономические карты. Они составили первый календарь, научили людей делать лодки, упряжь для волов, копать колодцы, изготовлять музыкальные инструменты, возводить оборонительные стены и лечиться с помощью иглоукалывания.

К 2 500 г. до н.э. китайцы стали вести наблюдения за движением небесных тел и составили карту наблюдений за движением небесных тел и составили карту созвездий.

Эзотерическая традиция считает Хуан Ди основателем ДАОСИЗМА .

У Хуан Ди был чудесный треножник высотой в 4 м., что не позволяло любопытным заглянуть в него. "Сотни духов, чудовищ и животных наполняли его внутри", треножник "клокотал", "изображал дракона, летящего в облаках", изрыгал пламя с хвоста и был "подобием Великого Единого", то есть Дао-двигателя Вселенной. "Дракон - треножник" был ориентирован на звезду, с которой прилетел император, время от времени он куда-то увозил Хуан Ди и всю его команду. Этот аппарат "знал прошлое и настоящее", он определял благоприятные и неблагоприятные признаки, он мог "покоиться и идти", "становиться лёгким и тяжёлым". Аппарат появился "из страны, где рождается солнце, в один день покрывал мириады вёрст, а севший на него человек достигал возраста две тысячи лет". Скорость движения "дракона" влияла на ход Времени. Хуан Ди неоднократно летал на "драконе", а чтобы вернуться на родную планету использовал "рыбий костюм для полётов", который "предохраняет от оружия и позволяет не опасаться грома".

В качестве средства передвижения местного значения Хуан Ди использовал "горные повозки - сосуды", которые передвигались без посторонней помощи, не запрягались и обладали гусеничным ходом. "Горных повозок" у Хуан Ди было так много, что они "заполняли равнины".

В 2 637 г. до н.э. император Хуан Ди изобрёл компас , чтобы проложить путь сквозь дымовую завесу, выпущенную мятежным князем Тчиянем.

Хуан-ди приписывают авторство многих классических сочинений, в том числе основополагающих медицинских трактатов Хуан-ди Нэйцзин Линшу Сувэнь, а также короткого сочинения в стихах Иньфуцзин, которое особенно почитается в даосизме как основное сочинение.
Согласно древнекитайской мифологии, ему принадлежал волшебный лук, известный под названием Ухао.

Хуан Ди принял пилюлю бессмертия и вместе со своими слугами, лошадьми и наложницами улетел на свою звезду. Сподвижником Хуан Ди был Фэн-цзы. Во время вознесения на Небо Фэн "сжёг себя в куче пламени и вознёсся". После этого Фэн "временно умер и возродился через 200 лет".

Хуан-ди имел 25 сыновей, 14 из которых стали родоначальниками известных китайских кланов.

Жёлтый император

Мавзолей Хуан-ди

Мавзолей Хуан-ди (Хуанди-лин) - место, где был похоронен легендарный Жёлтый Император (Хуан-ди). Расположен в 140 км по автотрассе на юг от центра городского округа Яньань провинции Шэньси в Китае. Мавзолей является одним из первых объектов, включённых в список охраняемых объектов Культурного наследия Китая, составленного Министерством Культуры КНР в 2006.
Мавзолей состоит из двух частей - Храм Хуан-ди и Зал мавзолея. По легенде, император Хуан-ди взошёл на небо, поэтому в мавзолее имеется только его одежда и шляпа. Многочисленные императоры и политики с древних времён приезжали сюда почтить Хуан-ди, в частности У-ди, Фань Чжунъянь, Сунь Ятсен, Чан Кайши, Мао Цзэдун.

Чи Ю

Чи Ю. Изображение на камне, династия Хань

Чи Ю - в китайской мифологии и историческом предании великан-колдун, наследник Владыки Юга Янь-ди, оспаривавший власть над миром у Небесного владыки Хуан-ди.

Согласно традиции, великан Чи Ю выглядел как чудовище с телом человека, шестью руками, медной головой, на которой рос длинный, острый рог, четырьмя глазами, коровьими копытами и крыльями за спиной, при помощи которых великан мог перескакивать через самые высокие горы. Едой его были камни, песок и металл. Чи Ю обладал сверъестественной силой и умением колдовать, а также отличался необычайным искусством в изготовлении оружия, в первую очередь из железа. Появление у людей железных орудий приписывается тем знаниям, которые получили люди от Чи Ю.
После поражения Владыки Юга Янь-ди от армий Владыки Центра Хуан-ди и бегства Янь-ди на юг Чи Ю, будучи родственником Янь-ди и его единственным наследником, сам возглавил борьбу с Хуан-ди. Захватив трон Юга, он сверг солнечного бога Янь-ди, который вынужден был бежать теперь на север, сам принял имя Янь-ди, набрал огромное войско и двинул его против Хуан-ди. В войске Чи Ю были его братья-великаны, по одним сведениям - 72, по другим - 81, также шестирукие, огромные, с коровьими копытами, медной головой и железным лбом. При помощи колдовства Чи Ю привлёк на свою сторону несметное число призраков, злых духов, демонов и прочей нечистой силы, вместе с Чи Ю выступили также воинственные племена мяо, жившие на юге Поднебесной. Со своей армией Чи Ю вторгся во владения Хуан-ди и остановился на древнем поле сражений у Чжолу. Сюда же устремился со своими отрядами и Хуан-ди. Вместе с Хуан-ди сражаться против великана пришли множество диких зверей, добрых и злых духов, а также отряды подчинённых ему народов, однако силы врага были настолько велики и колдовские способности Чи Ю столь изощрённы, что сперва Хуан-ди терпел поражения. Так, Чи Ю сумел напустить на отряды врага столь густой туман, что армия Хуан-ди в нём потеряла всякую ориентировку, и при этом братья-великаны смогли нанести большой урон противнику. Спас положение находившийся при Хуан-ди старый мудрец Фэн-хоу, смастеривший компас и выведший с его помощью войско из колдовского тумана.
Следующей уловкой Чи Ю был приказ своим оборотням, нечистым духам и призракам напустить чары на людей Хуан-ди. Злые духи принялись издавать удивительные звуки, от которых человек цепенел, утрачивал волю и рассудок. Хуан-ди, зная, что больше всего на свете эта нечисть боится драконов, повелел изготовить трубы и дудки из коровьих рогов, и трубить в них, подражая рёву летящего дракона. Услышав этот страшный рёв, нечистые духи пришли в ужас и их колдовские чары разрушились.
Среди союзников Хуан-ди были его дочь, богиня засухи Ба, дракон Инлун, повелевающий дождями, фея Сюань-нюй. Среди помощников Чи Ю - бог дождя Юй Ши и бог ветра Фэн Бо. Для того, чтобы одолеть друг друга, противники напускали на врагов ливни и засуху, использовали волшебство и магию. Чтобы лишить Чи Ю возможности летать, Хуан-ди приказал разыскать на горе посреди Восточного моря чудесного зверя Куя, снять с него шкуру и сделать из неё волшебный барабан. Палочками для него послужили кости бога грома Лэй-шэня. Когда Хуан-ди ударил костью Лэй-шэня в барабан, раздался грохот, во сто крат более сильный, чем гром. Войско Чи Ю начало разбегаться, а сам он от ужаса утратил способность летать.
Казалось бы поражение Чи Ю уже близко, однако он сумел привлечь на свою сторону могучих великанов, а также жившие на севере племена куафу, воины которого отличались исключительной физической силой. Решающую победу Небесный император сумел одержать лишь при помощи волшебства феи Сюань-нюй, показавшей ему, где расположить войска и научившей, как выковать волшебный меч, способный резать камни, как глину. Полный разгром мятежников Чи Ю довершил дракон Инлун.
Хуан-ди взял Чи Ю в плен, однако видя в нём воплощение десяти тысяч зол, приказал казнить в Чжолу. Так как было опасение, что великан во время казни сумеет воспользоваться своим колдовским мастерством и сбежит, Чи Ю отрубили голову, держа его в колодках. Затем окровавленные колодки выбросили в степи. Вскоре на месте колодок выросла кленовая роща с кроваво-красной листвой. Когда там дует ветер, то люди слышат жалобы Чи Ю на несправедливый приговор.
Согласно другой легенде, тело и голову Чи Ю после казни увезли в Шаньдун, где и захоронили раздельно в двух различных курганах - дабы тело великана не возродилось с помощью нечистой силы. В седом прошлом местные жители в десятом месяце года приносили на этих курганах жертвы духу Чи Ю. Во время этих жертвоприношений из курганов поднимался красный туман, и уходил высоко в небо. Люди называли этот туман «знаменем Чи Ю», и считали, что гнев великана из-за понесённого поражения до сих пор ещё не прошёл, чему кровавый туман является свидетельством.

Имя

Родовое имя

Исследователь III века Хуанфу Ми считал, что Хуан-ди - это название горы, где жил Император Хуан-ди, позже же он якобы взял себе это имя . Исследователь династии Цин Лян Юйшэн (Liang Yusheng 梁玉繩; 1745-1819), напротив, указывает, что гора была названа в честь Хуан-ди

Имя Хуан-ди обычно переводится как «Жёлтый император», но иероглиф ди может означать не только «император», но и «дух» или «божество». Часть имени 黄хуан «жёлтый» также несёт в себе глубокую символику. Принято считать, что жёлтый цвет соотносится с характерным желтоватым оттенком вод «Жёлтой реки» Хуанхэ. Уместно предположить, что 黄хуан должно быть связано с цветовой символикой речных божеств и духов, живущих в Хуанхэ . Интересно, что жёлтый цвет в Китае стал императорским, правитель носил одежды золотисто-жёлтого цвета, на спине которых обычно вышивался золотыми нитями другой символ императорской власти - лун , являющийся одновременно и одним из речных божеств.

«Жёлтый император»

Установив мир, Хуан-ди принёс жертвы богам, назначил чиновников-управителей и ввёл первые в стране законы. Всего Хуан-ди имел 25 сыновей, 14 из которых стали родоначальниками известных китайских кланов.

Согласно легендам, имел 1200 жен и наложниц .

Ему приписывается изобретение топора, лодки и весла, ступки и пестика, лука и стрел, платья и туфель, а также разделение земли на наделы. Его сподвижники создали иероглифическую письменность и календарь.

Основоположник ряда интеллектуальных традиций

Хуан-ди приписывают авторство многих классических сочинений, в том числе основополагающих медицинских трактатов Хуан-ди Нэй цзин , а также короткого сочинения в стихах Иньфуцзин , почитаемого в даосизме. Привязку к Хуан-ди имеет также «Жабий канон» (Хама цзин 蝦蟆经), предположительно дин. Тан, содержащий предписания по акупунктуре и лечению прижиганиями.

Хуан-ди считается автором «Су-нюй цзин», древнейшего из дошедших до нас трактатов о даосских сексуальных практиках .

Атрибуты, мифологизация

Согласно древнекитайской мифологии, ему принадлежал волшебный лук , известный под названием Ухао (кит. 烏號 «тёмный плач»). Жёлтый император устроил пир на земле, и когда прилетел лун , посланец из небесного дворца, Хуан-ди отправился на нём в небо, однако все люди тоже захотели полететь на нём, схватившись за луньи усы, которые не выдержали тяжести и оборвались. Лук Хуан-ди, висевший на усах луна, также упал на землю, таким образом оставшись у людей.

Воскресение и даосский культ

Воскресение Хуан-ди считается прообразом достижения бессмертия в даосских практиках: согласно описанию в «Лесянь чжуань » 列仙傳, Хуан-ди предсказал день своей смерти; а в его гробе, позднее обнаруженном в разверзшейся горе, нашлись только меч и сандалии (по другим описаниям, шляпа и плащ). См. Мавзолей Хуан-ди .

См. также

  • Шаохао , сын Хуан-ди.
  • Син-тянь - великан, противник Хуан-ди

    Жёлтый император

    Yellow Emperor.jpg

    Жёлтый император

Напишите отзыв о статье "Хуан-ди"

Литература

  • Сыма Цянь . Исторические записки. Т. 1. (перевод Р. В. Вяткина)
  • Лисевич И. С. Древние мифы о Хуан-ди и гипотеза о космических пришельцах // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М.: Наука, 1974. С. 40-42.
  • Завадская Е. В. , Кулагина-Ярцева В. С. Х. Л. Борхес о Хуан-ди // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.I. М., 1988. С.200-203.
  • Мартыненко Н.П. Легендарный первопредок китайской нации и первый правитель: к вопросу о первоистоках концепта Хуан-ди // PolitBook. 2015. № 4. С. 154-165.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хуан-ди

Соседка была очень приятной женщиной лет сорока пяти, у которой и вправду около десяти лет назад умер муж. И вот с тех пор у неё в доме и начались все эти невероятные чудеса. Я бывала у неё несколько раз, горя желанием узнать, что же там такое у неё происходит, но разговорить мою замкнутую соседку мне, к сожалению, так и не удалось. Поэтому сейчас я полностью разделяла нетерпение её странного мужа и спешила поскорее войти, заранее предвкушая то, что должно было, по моим понятиям, там произойти.
– Меня зовут Влад – прохрипел мой бывший сосед.
Я с удивлением на него взглянула, и поняла, что он, оказывается, очень боится… Но я решила не обращать на это внимания и вошла в дом. Соседка сидела у камина и вышивала подушку. Я поздоровалась и уже собиралась объяснить, зачем я сюда пришла, как она неожиданно быстро проговорила:
– Пожалуйста, милая, уходи поскорее! Здесь может быть опасно.
Бедная женщина была напугана до полусмерти, и я вдруг поняла, чего она так боится… Она, видимо, всегда чувствовала присутствие своего мужа, когда он к ней приходил!.. И все у неё случавшиеся раньше проявления полтергейста видимо происходили по его вине. Поэтому, опять почувствовав его присутствие, бедная женщина хотела меня всего лишь «уберечь» от возможного шока… Я ласково взяла её за руки и как можно мягче сказала:
– Я знаю, чего вы боитесь. Пожалуйста, послушайте, что я хочу вам сказать, и всё это кончится навсегда.
Я попыталась ей объяснить, как могла, о приходящих ко мне душах и о том, как я пытаюсь им всем помочь. Я видела, что она мне верит, но почему-то боится мне это показать.
– Со мной ваш муж, Миля, и если хотите, можете поговорить с ним, – осторожно сказала я.
К моему удивлению, она долго молчала, а потом тихо произнесла:
– Оставь меня в покое, Влад, ты меня мучил достаточно долго. Уходи.
Меня совершенно потрясло то, сколько муки было в голосе этой женщины!.. И, как оказалось, это потрясло не только меня, ответ ошарашил и её странного мужа, но только уже по-другому. Я почувствовала рядом с собой дикий вихрь чужой энергии, который буквально разрывал всё вокруг. Книги, цветы, чайная чашка – всё, что лежало на столе, с грохотом полетело в низ. Соседка побледнела, как полотно и поспешно начала выталкивать меня наружу. Но такими «эффектами», как швыряние чашек, меня уже очень давно было не испугать. Поэтому, я мягко отстранила бедную трясущуюся женщину и твёрдо сказала:
– Если вы не прекращаете так гнусно пугать свою жену – я ухожу, и ищите себе кого-нибудь другого ещё столько же лет...
Но мужчина не обращал на меня никакого внимания. Видимо все эти долгие годы он только и ждал, что кого-то всё-таки когда-нибудь найдёт, кто мог бы помочь ему «достать» его бедную жену и его десятилетняя «жертва» не пройдёт даром. И вот теперь, когда это наконец-то реально произошло – он полностью потерял над собой контроль...
– Миля, Миленка, я так давно хотел сказать… пойдём со мной, родная... пойдём. Я один не могу... без тебя не могу столько лет... пойдём со мной.
Он бессвязно лопотал что-то, повторяя всё время те же самые слова. И тут только до меня дошло, что по-настоящему хотел этот человек!!! Он просил свою живую красавицу жену уйти с ним в месте, что значило, просто – умереть… Тут я уже больше выдержать не могла.
– Послушайте вы! Да вы ведь просто сумасшедший! – мысленно закричала я. – Я не буду говорить ей этих подлых слов! Убирайтесь туда, где вы давно уже должны были быть!.. Это как раз ваше место.
Меня просто выворачивало от возмущения!.. Неужели такое вправду может произойти?!. Я ещё не знала, что буду делать, но одно знала наверняка – ни за что на свете я ему эту женщину не отдам.
Его взбесило, что я не повторяю ей того, что он говорил. Он кричал на меня, орал на неё, бранился такими словами, которых я не слышала никогда… Плакал, если это возможно назвать плачем... И я поняла, что теперь он уже по-настоящему может стать опасным, только я ещё не понимала, каким образом это может произойти. В доме всё бешено двигалось, разлетелись оконные стёкла. Миля в ужасе стояла в ступоре, не в состоянии произнести ни слова. Ей было очень страшно, потому что, в отличии от меня, она не видела ничего из того, что происходило в той «другой», для неё закрытой, реальности, а видела лишь «танцующие» перед ней в каком-то сумасшедшем танце неодушевлённые предметы… и потихоньку сходила с ума…
Это в книгах очень забавно читать о загадочных полтергейстах, других реальностях и восторгаться героями, которые всегда «побеждают драконов»… В реальности же ничего «забавного» в этом нет, кроме тихого ужаса, что не знаешь, что с этим делать, и, что из-за твоей беспомощности, может прямо сейчас погибнуть хороший человек…
Я вдруг увидела, как Миля начала оседать на пол и стала бледной, как смерть. Мне стало до жути страшно. Я вдруг почувствовала себя тем, кем по-настоящему тогда была – просто маленькой девочкой, которая по своей глупости вляпалась во что-то ужасное и теперь не знает, как из этого всего выбраться.
– Ну, уж нет, – подумала я, – не получишь!..
И изо всех сил энергетически ударила эту ничтожную сущность, вкладывая в этот удар всё своё возмущение… Послышался странный вой… и всё исчезло. Не было больше сумасшедшего движения предметов в комнате, не было страха… и не было больше того странного полоумного человека, чуть не отправившего свою ни в чём не повинную жену на тот свет… В доме стояла мёртвая тишина. Только иногда позвякивали какие-то разбитые вещи. Миля сидела на полу с закрытыми глазами и не проявляла никаких признаков жизни. Но я почему-то была уверена, что с ней будет всё хорошо. Я подошла к ней и погладила по щеке.

ХУАН-ДИ ХУАН-ДИ

(«жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»), в древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Х.-д. как «жёлтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан-ди, означающего «блестящий (испускающий свет) государь», «августейший правитель» (точка зрения китайских исследователей Юань Кэ, Ду Эр-вэя). Вместе с тем Х.-д. считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с желтым цветом лёссовых почв. Высказывались предположения, что Х.-д. связан с тотемами медведя (Юань Кэ), цзяо, «червь», «вид дракона» (Люй Чжень-юй), юань, «большая черепаха», «драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению японского учёного Мори Ясутаро, культ Х.-д. первоначально сложился у рода Чэнь, где Х.-д. почитался в качестве драконо-подобного божества грома. В различных описаниях Х.-д. в сочинениях рубежа н. э. есть черты, роднящие его с драконом, как одним из основных тотемов предков китайцев.
Считается, что родовой фамилией Х.-д. была Гуньсунь, его имя - Сянь-юань (от сянь, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Х.-д. - изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Х.-д. как о созвездии, напоминающем большую колесницу (В. Мюнке, Зап. Берлин). По преданию, Х.-д. был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Х.-д. был высокого роста (более девяти чи - ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Четырёхглазость или четырёхликость Х.-д. может быть истолкована как отражение четырёхчленной модели мира, характерной для древнекитайской мифологии. Вместе с тем четырёхглазость Х.-д., возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырёхглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к 6 в. до н. э., Х.-д.- один из пяти богов, правителей сторон света - божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка Х.-д. с образом безымянного верховного владыки Шан-ди. Одновременно земная столица Х.-д. как верховного божества стала локализоваться в священных горах Куньлунь.
Х.-д. приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат Древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» - «Книга Х.-д. о внутреннем»). Согласно мифологическим преданиям, сподвижник Х.-д. по имени Цан-цзе изобрёл иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Х.-д. первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», 2 в. до н. э.). Х.-д. был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга - бог солнца Янь-ди (по некоторым версиям, брат Х.-д.) не пожелал подчиниться. Тогда Х.-д. собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Х.-д. вышел победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война между дождём, водой и огнём (Х.-д. - вода, Янь-ди - огонь, «Люй-ши чуньцю» - «Вёсны и осени Люя», 3 в. до н. э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологические воззрения. После победы над Янь-ди непокорённым остался лишь один Чи-ю, потомок Янь-ди, которого Х.-д. победил в битве при Чжолу и казнил.
Х.-д. никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги. Х.-д. женился на Лэй-цзу, которая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей - Сюань-сяо и Чан-и. Всего от разных жён у Х.-д. было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Х.-д. почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н. э. С Х.-д. как с первого «реального» правителя начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь. По некоторым легендам, Х.-д. жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэнхуан) - знак мудрого правления. По одной версии [«Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» («Критические суждения») Ван Чуна, 1 в. н. э.], Х.-д. в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон. Х.-д. ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даосским версиям, Х.-д. постиг дао, сделался бессмертным и улетел на драконе. Сподвижники Х.-д. стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что Х.-д. погребён на горе Цяошань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле погребена лишь одежда Х.-д., которая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознёсся на небо («История династии Хань» Бань Гу, Хань шу, 1 в. н. э.). В средние века даосы почитали Х.-д. как одного из зачинателей своего учения (наряду с Лао-цзы), в народе Х.-д. чтили как божество планеты Земля (или Сатурн), как бога - покровителя портных (по другой версии, - бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с Фу-си и Шэнь-нуном).
Лит.: Сыма Цянь, Исторические записки (Юань К э, Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 100-26; Рифтин Б. Л., От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979, с. 89-100; Имаи Усо-буро, Котэй-ни цуйтэ (О Жёлтом государе), «Камбун гаккай кайхо» (Труды общества по изучению Камбуна), Токио, 1953, № 14; Митараи Масару, Котэй дэнсэцу-ни цуйтэ (Относительно преданий о Желтом государе), «Хиросима дайгаку бунгаку бу кие» (Записки литературного факультета Хиросимского университета), 1969, т. 29, № 1; Тэцуи Кэйки, Котэй то Чи-ю-но тосо сэцува-ни цуйте (Относительно сказаний о борьбе Хуан-ди и Чи-ю), Б. Л. Рифтин.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Смотреть что такое "ХУАН-ДИ" в других словарях:

    - (Juan) еврейское Род: муж. Этимологическое значение: «Яхве (Богом) любимый» Женское парное имя: Хуана, Хуанна Иноязычные аналоги: англ. John, Evan, Sean (Shawn, Shaun) (Джон, Айвен, Шон) арм. Հովհա … Википедия

    Дата рождения: 1973 год(1973) Гражданство … Википедия

    - (кит. желтый государь) в китайской мифологии культурный герой, научивший людей изготовлять инструменты, оружие, телеги, лодки, прокладывать дороги и добывать металлы. Легендарный первый правитель Китая. Владыка центра (см. Уди) … Большой Энциклопедический словарь

    - (кит. желтый государь), в китайской мифологии культурный герой, научивший людей изготовлять инструменты, оружие, телеги, лодки, прокладывать дороги и добывать металлы. Легендарный первый правитель Китая. Владыка центра (У ди (см. У ДИ (в… … Энциклопедический словарь

    Кастильский (исп. Juan I de Castilla) (24 августа 1358, Эпила 8 октября 1390, Алькала де Энарес) король Кастилии и Леона с 1379 г. Сын Энрике II Кастильского и Хуаны Вилленской. Династия Трастамара Предшественник Энрике II Король Кастилии и… … Википедия

    - (кит.). Августейший император официальный титул китайск. императора. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 вымышленное существо (334) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Сущ., кол во синонимов: 1 титул (219) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (что значит Желтая река) вторая по величине река Китая;площадь ее бассейна равняется 1120 тыс. кв. км., длина свыше 3500 в.Верхнее ее течете известно у монголов под именем Солома, у тибетцев Ма чу (пишется Рма чу); монголы называют ее также Алтын … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Хуан Доносо Кортес. Сочинения , Хуан Доносо Кортес. В книге представлены основные труды по политической теологии и философии истории Хуана Доносо Кортеса, известного испанского католического философа, политика и дипломата. Главным…
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kuroku.ru» — Удобрение и подкорм. Овощи в теплицах. Строительство. Болезни и вредители