Месса си минор. Месса си-минор баха Bwv 232 месса си минор

Отдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведения, были написаны ещё в году, однако месса в целом была завершена лишь к концу 1738 года. В окончательном виде, никогда не исполнявшемся при жизни Баха, существует с 1749 года .

Автограф первого листа «Credo».

Структура мессы

I. Kyrie
  1. Kyrie eleison - Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  2. Christe eleison - Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)
  3. Kyrie eleison - Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
II. Gloria
  1. Gloria in excelsis Deo - Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  2. Et in terra pax - И на земле мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  3. Laudamus te - Хвалим Тебя. Ария (soprano II)
  4. Gratias agimus tibi - Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  5. Domine Deus - Господи Боже. Дуэт (soprano I, tenor)
  6. Qui tollis peccata mundi - Взявший грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
  7. Qui sedes ad dexteram Patris - Сидящий одесную Отца. Ария (alto)
  8. Quoniam tu solus sanctus - Ибо Ты Один Свят. Ария (bass)
  9. Cum Sancto Spiritu - Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
III. Credo
  1. Credo in unum Deum - Верую во Единого Бога. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  2. Patrem omnipotentem - Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  3. Et in unum Dominum - И во Единого Господа (Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto)
  4. Et incarnatus est - И воплотившегося. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  5. Crucifixus - Распятого. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
  6. Et resurrexit - И воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  7. Et in Spiritum Sanctum - И в Духа Святаго. Ария (Bass)
  8. Confiteor - Исповедую. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  9. Et expecto - Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus
  1. Sanctus - Свят Господь Саваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)
  2. Hosanna - Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
  3. Benedictus - Благословен. Ария (Tenor)
  4. Hosanna (da capo) - Осанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор
V. Agnus Dei
  1. Agnus Dei - Агнец Божий. Ария (alto)
  2. Dona nobis pacem - Даруй нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus tibi» из «Gloria».

Известные исполнители

Ссылки

  • Helmuth Rilling Месса си минор (Flash)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Месса си минор" в других словарях:

    Симоне Мартини «Религиозное пение на мессе» У этого термина существуют и другие значения, см. Месса. Месса музыкальное произведение, которое … Википедия

    месса - ы, ж. 1) Католическая обедня, главное богослужение католической церкви. Отслужить утреннюю мессу. 2) Музыкальное многоголосное хоровое произведение на текст этого богослужения. Торжественная месса Бетховена. Этимология: Заимствовано из… … Популярный словарь русского языка

    Символ тонического аккорда: h, Hm Параллельная тональность: D dur Тональность доминанты: fis moll / Fis dur Тональность субдоминанты: e moll Натуральная минорная гамма: h cis ^ d e fis ^ g a h Гармоническая минорная гамма: h cis ^ … Википедия

    Реквием до минор для смешанного хора и оркестра заупокойная месса (лат. Requiem) Луиджи Керубини, сочинённая в 1816 году. Луиджи Керубини … Википедия

    Соната для скрипки соль минор (BWV 1001), рукопись Баха Сегодня известно более 1000 музыкальных произведений, написанных Иоганном Себастьяном Бахом. Ниже пере … Википедия

    Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1746) Ос … Википедия

    Крупнейшая немецкая музыкальная династия. Иоганн Себастьян Бах величайший, но отнюдь не последний ее представитель. Благодаря родословной, составленной Иоганном Себастьяном, история семьи, жившей в Центральной Германии, может быть прослежена до… … Энциклопедия Кольера

    Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах … Википедия

На рубеже пятидесятилетия Иоганн Себастьян Бах начинает работу над Мессой си минор.

К этому времени он уже десять лет работает в Лейпциге руководителем городской церковной музыки и кантором церкви св. Фомы. В глазах современников он выглядит непревзойденным органистом и опытным мастером церковной кантаты. Но прочность служебного положения подтачивается организационными неурядицами с городскими и церковными властями. В июле 1733 года Бах обращается к курфюрсту Августу II Саксонскому с просьбой пожаловать ему титул композитора придворной капеллы. Речь шла именно о формальной должности: это укрепило бы позиции Баха в спорах с начальством.

В знак признательности за будущую монаршую милость композитор приложил к прошению рукопись первых двух частей Мессы: Kyrie eleison («Господи, помилуй») и Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу»). Форма двухчастной мессы была в то время достаточно широко распространена.

Время работы над остальными частями Мессы (Credo, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei ) с точностью не установлено. По-видимому, Бах сочинял их по отдельности между 1738 и 1748 годами для церковных праздников, используя при этом в отдельных номерах музыку ранее написанных кантат. Такая практика в те годы тоже была достаточно распространенной. Разумеется, ему было необходимо основательно перерабатывать музыку для новых текстов. Он не предполагал исполнения Мессы в полном варианте: почти двухчасовая композиция явно не вмещалась в рамки протестантской литургии. Тем не менее, в архиве Баха рукописи всех частей сохранились в общей папке, и по пометкам видно, что композитор вносил поправки в музыку буквально до последних дней жизни.

Первая часть состоит из трех номеров. После мощного хорового вступления развертывается гигантская фуга с самостоятельными оркестровыми голосами на слова Kyrie eleison («Господи, помилуй»). В ее теме борются два мелодических направления, восходящее и нисходящее: мольба о спасении и сознание своей обреченности. Спокойной интермедией звучит дуэт Christe eleison («Христос, помилуй»), после чего возвращается фраза «Господи, помилуй» на новой теме, упорно восходящей, монолитной и сумрачной.

Радостным светом вспыхивает начало второй части – Gloria («Слава»). Оживленная перекличка хоровых голосов расцвечивается здесь сверкающими акцентами труб. Светлое настроение преобладает и в большинстве остальных номеров этой части. Удивительная прозрачность и грация возникают в дуэте сопрано и тенора Domine Deus («Господи Боже») с солирующей флейтой. Лишь в хоре Qui tollis peccata mundi («Грехи мира на себя взявший») мелькает тень скорби при воспоминании о самопожертвовании Христа. По традиции, часть заканчивается развернутой фугой на текст Cum Sancto Spiritu («Со Святым Духом»).

Словно из глубины веков возникает строгая григорианская начальная тема центральной части Мессы – Credo («Верую»). В этой части девять номеров. Средоточием ее звучит последовательность трех хоров: Et incarnatus, Crucifixus и Et resurrexit . Это своего рода сжатое конспективное изложение жизни Христа («…И воплотился от Духа Святого и Девы Марии – И распят был ради нас при Понтии Пилате, и страдал, и погребен – И воскрес на третий день по Писанию»). В музыке – движение от просветленного нисхождения Святого Духа с небес на землю через трагедию распятия и ухода в непроглядный мрак могилы к ярчайшему ликованию Воскресения. Это эмоциональный центр всей Мессы, смысловой центр Символа веры.

Первый хор четвертой части, Sanctus («Свят») – самый монументальный номер всей Мессы. Бах показывает себя здесь мастером звуковой символики: за триольным движением трехголосных хоровых аккордов в сопровождении тройного состава духовых скрыт образ Святой Троицы.Символикой отмечен и следующий номер,Osanna («Слава»): Бах делит хоровой состав на две группы, которые перекликаются, как перекликаются серафимы в тексте Пророчества Исайи. Две сольных арии, спокойно-сосредоточенная Benedictus («Благословен») и сдержанная в своей печальной экспрессии Agnus Dei («Агнец Божий») снова возвращаются к образу Христа, пришедшего во имя Господне принять страдания и смерть ради избавления людей от страха смерти. Заключительный хор Dona nobis pacem («Даруй нам мир») утверждает непоколебимость веры возвращением музыкального материала одного из хоров Gloria .

Практика полного исполнения Мессы си минор началась спустя почти сто лет после смерти ее создателя. И тогда обнаружилось, что между ее частями, написанными в разное время и по разным поводам, нет никакой стилистической пестроты. Перед нами единый цикл сквозного музыкального развития в неисчерпаемом разнообразии и богатстве эмоциональных состояний – единый и безграничный мир верующей души.

Перед нами вершина почти тысячелетней истории жанра мессы.

Валерий Сторожук ,
Вюрцбург

При жизни Баха целиком не исполнялась, лишь первые две части он иногда использовал в воскресных богослужениях.

Мессу си-минор называют философской исповедью Баха, наиболее полным выражением его отношения к миру. Как и в Пассионах, композитор раскрыл здесь свой жизненный идеал, обращаясь к тому высокому в человеке, что не подвержено времени: готовность к нравственному подвигу, к самопожертвованию.

Философское содержание Мессы воплотилось в монументальной, новаторской форме, в значительной степени расширившей рамки традиционного канона.

Как известно, ритуал мессы - центрального обряда католического богослужения - складывался в течение многих столетий; также длительно отбирались молитвенные тексты. В ХI веке текст мессы был канонизирован и закреплен в следующей последовательности:

  • Kyrie eleison («Господи, помилуй»);
  • Gloria («Слава»);
  • Credo («Верую»);
  • Sanсtus («Свят»);
  • Agnus Dei («Агнец Божий»).

Как музыкальная форма месса сложилась к XIV веку. И если ранее за отдель-ными частями закреплялись мелодии григорианского хорала, то со временем му-зыка приобретала самостоятельное художественное значение.

Сохранив основные канонизированные части, Бах расширяет их масштабы за счет выделения каждого текстового раздела в отдельный номер - всего их 24. Каждая часть предстает как строго продуманная композиция. На уровне частей можно наблюдать действие различных факторов единства. Это и внутренняя группировка номеров, и различные тематические арки, и тональные связи.

Кроме того, важную объединяющую роль в драматургии Мессы играет постоянное чередование монументального и камерного планов. Монументальный план представлен развернутыми хорами. Им Месса обязана грандиозностью своих масштабов. Второй план, камерно-лирический, составляют дуэты, 3 хора (№ 8, 15, 16) и 6 арий.

В Мессе си-минор получили обобщение 2 основных образных мира баховской музыки: мир страданий, глубокой скорби и мир света, радости, ликования, торжества. Неоднократное сопоставление этих ярко контрастных друг другу сфер составляют основу действенного, подлинно симфонического развития.

Линия сквозного развития сферы скорби и страдания берет начало в I части - «Kyrie». Она опирается на традиционную для этого раздела мессы трехчастность: 2 скорбных хора на один и тот же текст «Kyrie eleison» окружают светлый дуэт «Christe eleison». Оба хора выдержаны в полифоническом складе (первый - 5-голосная фуга, второй - 4-голосная).

Первый хор близок духу пассионов, рождает представление о шествии подавленных горем людей. Тема фуги отличается сумрач-ной минорной окраской, обилием хроматизмов, напряженной интерваликой (тритоны, ум.7), подчеркиванием «интонации вздоха», ладотональной неустойчивостью (отклонение в e-moll), преобладанием ровного ритмического движе-ния в медленном темпе. Напевные интонации сочетаются в ней с декламационными оборотами.

Второй хор «Kyrie» представляет совершенно иное прочтение того же текста - в его музыке не страстная мольба, а аскетическая строгость. Хор выдержан в духе строгой полифонии XVI века.

Экспозицией второй сферы - радости и ликования - является «Gloria» (хотя № 2 - светлый и безмятежный дуэт «Christe eleison» - уже отчасти наметил эту линию).

Музыка хора «Gloria» (№ 4) подобна хвалебному гимну. Его тема начинается сначала в оркестре, в котором выделяется праздничная звучность труб. Затем к оркестру присоединяется хор со словами «Богу в вышних слава».

В мелодии хора сочетаются фанфарные интонации с виртуозными вокализами, где один слог текста распевается на много звуков (такой тип ме-лодики идет от «юбиляций»). Легкое и четкое движение на 3/8 напоминает музыку танцевальных сюит Баха. Этот хор перекликается своим общим торжественно-триумфальным настроением с другими D-dur-ми хорами и во II, и в IV (Sanсtus) частях мессы.

Хотя II часть мессы в целом выдержана в праздничных тонах, в ней продолжается развитие линии скорби, идущей от хоров Kyrie, в частности, в центральном номере - хоре № 8, «Qui tollis» («Ты, принявший грехи мира»). Здесь возвращается тональность h-moll, музыка опять сближается по духу с пассионами. Однако ее характер скорее трогательный, элегический, чем горестный, звучание камерное. Главная индивидуальная особенность - мелодия солирующей флейты, создающая второй план хоровым голосам.

Главное содержание III части («Credo» ) сосредоточено в трех серединных хорах, где возникает краткое повествование о том, как Христос принял человеческий облик (№ 15, «Et incarnates» - «И воплотившись»), страдал и был распят (№ 16, «Crucifiхus» - «Распятый»), а затем снова воскрес (№ 17, «Et resurrexit» - «И воскрес»). Эти три хора являются идейно-образным центром всего произведения. Хоры № 15 и 16 связаны общностью содержания: оба продолжают скорбную линию мессы, причем «Crucifiхus» является ее вершиной, трагической кульминацией мессы.

Этот номер можно назвать хоровым lamento. Его музыка воплощает трагический образ распятия, мученической смерти, который привлекал многих живописцам XVI-XVII веков, в том числе немецких (Грюневальд, Дюрер). В музыке для воплощения подобного со-держания идеальной формой считались вариации на basso ostinato. Бах подхватывает эту традицию. Тема, положенная в основу вариаций - отрезок хроматической гаммы от I ступени к V. Она повторяется 13 раз неизменно, при этом каждый раз меняется гармония.

С гармоническими вариациями оркестра сочетаются полифонические вариации хора. С самого начала нет сплошного голосоведения - голоса возникают будто разрозненно, «несвязно», повторяя одну и ту же интонацию скорби - нисходя-щую м.2.

Сопоставление этого хора со следующим, № 17, образует самый яркий контраст в пределах всей мессы. Суть контраста - переход от смерти к воскресению. «Et resurrexit» -это вершина в развитии образов ликования и торжества, и весь комплекс выразительных средств направлен на воплощение чувства всепоглощающей радости. В первых же тактах одновременно с хором вступает весь оркестр с трубами. Несомненны черты праздничной концертности (сопостав-ления разных регистров, виртуозный блеск). Используется характер движения и ритм полонеза. Мелодия, начинаясь с энергичной восходящей кварты, неудержи-мо стремится вверх, при этом ее строение симметрично.

В 5-й, самой лаконичной части мессы (всего 2 номера), все сильные образные контрасты отступают: она не содержит ничего празднично-триумфального или остро трагедийного. Остается память о пережитой трагедии в арии альта (№ 23, «Agnus Dei» - «Агнец Божий») и сила духа, спокойная уверенность в заключительном хоре. Музыка хора является повторением № 6 «Gratias» («Благодарим»), но с другими словами - «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир»).

Выражение скорби в арии имеет оттенок кротости и мягкости, основное ее содержание - умиротворенная печаль.

Характерна тональность - не h-moll или e-moll, а g-moll. Эта тональность - минорная S-та D-dur - является связующим звеном между образами скорби (минора) и радости (мажора).

При жизни Баха целиком не исполнялась, лишь первые две части он иногда использовал в воскресных богослужениях.

Мессу си-минор называют философской исповедью Баха, наиболее полным выражением его отношения к миру. Как и в Пассионах, композитор раскрыл здесь свой жизненный идеал, обращаясь к тому высокому в человеке, что не подвержено времени: готовность к нравственному подвигу, к самопожертвованию.

Философское содержание Мессы воплотилось в монументальной, новаторской форме, в значительной степени расширившей рамки традиционного канона.

Как известно, ритуал мессы – центрального обряда католического богослужения – складывался в течение многих столетий; также длительно отбирались молитвенные тексты. В ХI веке текст мессы был канонизирован и закреплен в следующей последовательности:

    Kyrie eleison («Господи, помилуй»);

    Gloria («Слава»);

    Credo («Верую»);

    Sanсtus («Свят»);

    Agnus Dei («Агнец Божий»).

Как музыкальная форма месса сложилась к XIV веку. И если ранее за отдель­ными частями закреплялись мелодии григорианского хорала, то со временем му­зыка приобретала самостоятельное художественное значение.

Сохранив основные канонизированные части, Бах расширяет их масштабы за счет выделения каждого текстового раздела в отдельный номер – всего их 24. Каждая часть предстает как строго продуманная композиция. На уровне частей можно наблюдать действие различных факторов единства. Это и внутренняя группировка номеров, и различные тематические арки, и тональные связи.

Кроме того, важную объединяющую роль в драматургии Мессы играет постоянное чередование монументального и камерного планов. Монументальный план представлен развернутыми хорами. Им Месса обязана грандиозностью своих масштабов. Второй план, камерно-лирический, составляют дуэты, 3 хора (№ 8, 15, 16) и 6 арий.

В Мессе си-минор получили обобщение 2 основных образных мира баховской музыки: мир страданий, глубокой скорби и мир света, радости, ликования, торжества. Неоднократное сопоставление этих ярко контрастных друг другу сфер составляют основу действенного, подлинно симфонического развития.

Линия сквозного развития сферы скорби и страдания берет начало в I части – «Kyrie». Она опирается на традиционную для этого раздела мессы трехчастность: 2 скорбных хора на один и тот же текст «Kyrie eleison» окружают светлый дуэт «Christe eleison». Оба хора выдержаны в полифоническом складе (первый – 5-голосная фуга, второй – 4-голосная).

Первый хор близок духу пассионов, рождает представление о шествии подавленных горем людей. Тема фуги отличается сумрач­ной минорной окраской, обилием хроматизмов, напряженной интерваликой (тритоны, ум.7), подчеркиванием «интонации вздоха», ладотональной неустойчивостью (отклонение в e-moll), преобладанием ровного ритмического движе­ния в медленном темпе. Напевные интонации сочетаются в ней с декламационными оборотами.

Второй хор «Kyrie» представляет совершенно иное прочтение того же текста – в его музыке не страстная мольба, а аскетическая строгость. Хор выдержан в духе строгой полифонии XVI века.

Экспозицией второй сферы – радости и ликования – является «Gloria» (хотя № 2 – светлый и безмятежный дуэт «Christe eleison» – уже отчасти наметил эту линию).

Музыка хора «Gloria» (№ 4) подобна хвалебному гимну. Его тема начинается сначала в оркестре, в котором выделяется праздничная звучность труб. Затем к оркестру присоединяется хор со словами «Богу в вышних слава».

В мелодии хора сочетаются фанфарные интонации с виртуозными вокализами, где один слог текста распевается на много звуков (такой тип ме­лодики идет от «юбиляций»). Легкое и четкое движение на 3/8 напоминает музыку танцевальных сюит Баха. Этот хор перекликается своим общим торжественно-триумфальным настроением с другими D-dur-ми хорами и во II, и в IV (Sanсtus) частях мессы.

Хотя II часть мессы в целом выдержана в праздничных тонах, в ней продолжается развитие линии скорби, идущей от хоров Kyrie, в частности, в центральном номере – хоре № 8, «Qui tollis» («Ты, принявший грехи мира»). Здесь возвращается тональность h-moll, музыка опять сближается по духу с пассионами. Однако ее характер скорее трогательный, элегический, чем горестный, звучание камерное. Главная индивидуальная особенность – мелодия солирующей флейты, создающая второй план хоровым голосам.

Главное содержание III части («Credo» ) сосредоточено в трех серединных хорах, где возникает краткое повествование о том, как Христос принял человеческий облик (№ 15, «Et incarnates» – «И воплотившись»), страдал и был распят (№ 16, «Crucifiхus» – «Распятый»), а затем снова воскрес (№ 17, «Et resurrexit» – «И воскрес»). Эти три хора являются идейно-образным центром всего произведения. Хоры № 15 и 16 связаны общностью содержания: оба продолжают скорбную линию мессы, причем «Crucifiхus» является ее вершиной, трагической кульминацией мессы.

Этот номер можно назвать хоровым lamento. Его музыка воплощает трагический образ распятия, мученической смерти, который привлекал многих живописцам XVI-XVII веков, в том числе немецких (Грюневальд, Дюрер). В музыке для воплощения подобного со­держания идеальной формой считались вариации на basso ostinato. Бах подхватывает эту традицию. Тема, положенная в основу вариаций – отрезок хроматической гаммы от I ступени к V. Она повторяется 13 раз неизменно, при этом каждый раз меняется гармония.

С гармоническими вариациями оркестра сочетаются полифонические вариации хора. С самого начала нет сплошного голосоведения – голоса возникают будто разрозненно, «несвязно», повторяя одну и ту же интонацию скорби – нисходя­щую м.2.

Сопоставление этого хора со следующим, № 17, образует самый яркий контраст в пределах всей мессы. Суть контраста – переход от смерти к воскресению. «Et resurrexit» –это вершина в развитии образов ликования и торжества, и весь комплекс выразительных средств направлен на воплощение чувства всепоглощающей радости. В первых же тактах одновременно с хором вступает весь оркестр с трубами. Несомненны черты праздничной концертности (сопостав­ления разных регистров, виртуозный блеск). Используется характер движения и ритм полонеза. Мелодия, начинаясь с энергичной восходящей кварты, неудержи­мо стремится вверх, при этом ее строение симметрично.

В 5-й, самой лаконичной части мессы (всего 2 номера), все сильные образные контрасты отступают: она не содержит ничего празднично-триумфального или остро трагедийного. Остается память о пережитой трагедии в арии альта (№ 23, «Agnus Dei» – «Агнец Божий») и сила духа, спокойная уверенность в заключительном хоре. Музыка хора является повторением № 6 «Gratias» («Благодарим»), но с другими словами – «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир»).

Выражение скорби в арии имеет оттенок кротости и мягкости, основное ее содержание – умиротворенная печаль. Характерна тональность – не h-moll или e-moll, а g-moll. Эта тональность – минорная S-та D-dur – является связующим звеном между образами скорби (минора) и радости (мажора).

Состав исполнителей: сопрано I, сопрано II, альт, тенор, бас, два хора, оркестр.

Слушать онлайн

Структура Мессы h-moll I. Kyrie 1. Kyrie eleison (Господи, помилуй). Chorus. 2. Christe eleison (Христос, помилуй). Duet. 3. Kyrie eleison (Господи, помилуй). Chorus. II. Gloria 1. Gloria in excelsis Deo (Слава в Вышних Богу), Et in terra pax (И на земле мир). Chorus. 2. Laudamus te (Хвалим Тебя). Aria. 3. Gratias agimus tibi (Благодарим Тебя). Chorus. 4. Domine Deus (Господи Боже). Duet. 5. Qui tollis peccata mundi (Взявший грехи мира). Chorus. 6. Qui sedes ad dexteram Patris (Сидящий одесную Отца). Aria. 7. Quoniam tu solus sanctus (Ибо Ты Один Свят). Aria. 8. Cum Sancto Spiritu (Со Духом Святым). Chorus. III. Credo 1. Credo in unum Deum (Верую во Единого Бога). Chorus. 2. Patrem omnipotentem (Отца Вседержителя). Chorus. 3. Et in unum Dominum (И во Единого Господа). Duet. 4. Et incarnatus est (И воплотившегося). Chorus. 5. Crucifixus (Распятого). Chorus. 6. Et resurrexit (И воскресшего). Chorus. 7. Et in Spiritum Sanctum Dominum (И в Духа Святаго). Aria. 8. Confiteor unum baptisma (Исповедую едино крещение). Chorus. 9. Et exspecto resurrectionem - Чаю (воскресения мертвых). Chorus. IV. Sanctus 1. Sanctus (Свят Господь Саваоф). Chorus. 2. Osanna in excelsis (Осанна в Вышних). Double chorus. 3. Benedictus (Благословен). Aria. 4. Osanna in excelsis (da capo)- Осанна в Вышних (окончание). Chorus. V. Agnus Dei 1. Agnus Dei (Агнец Божий). Aria. 2. Dona nobis pacem (Даруй нам мир). Chorus.

Месса - цикл песнопений, отобранных католической церковью для исполнения во время дневной службы. Песнопения были строго узаконены, распевались на латинском языке и следовали в определенном порядке. Каждое песнопение получало название от первых слов молитвы: 1. «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»), 2. «Gloria» («Слава»), 3. «Credo» («Верую»), 4. «Sanctus» («Свят»), 5. «Benedictus» («Благословен»), 6. «Agnus Dei» («Агнец божий»).

Над мессой Бах работал в течение нескольких лет - с 1733 по 1738 год. Месса си минор - одно из самых величественных творений мировой музыкальной культуры. Грандиозен замысел этого произведения, необычайно серьезна и глубока мысль в его музыкально-поэтических образах. Ни в одном из самых великолепных сочинений не достигает Бах такой мудрости философских обобщений и такой эмоциональной силы, как в мессе.

С редкой художественной, свободой Бах раздвигает установленные для католической обрядовой музыки границы и, разделив каждую из частей мессы на ряд номеров, доводит их общее количество до двадцати четырех (пятнадцать хоров, шесть арий, три дуэта).

В мессе Бах был связан религиозным текстом и традиционной формой, и все же безоговорочно причислить си-минорную мессу к произведениям церковным невозможно. Практически это подтверждается тем, что, не только при жизни Баха, но и в последующие времена си-минорная месса во время богослужения, не исполнялась. Этого не допускали большая сложность и значительность содержания, гигантские размеры и технические трудности, которые не под силу одолеть рядовому певцу и среднему церковному хору. Си-минорная месса - сочинение концертного плана, нуждающееся в профессиональном исполнительском мастерстве.

Несмотря на то, что в основе каждого музыкального номера лежит молитвенный текст, Бах не ставил своей целью детального воплощения слов молитвы. Короткие фразы, отдельно возглашаемые слова рождали в его творческом воображении целый комплекс ассоциативных представлений и художественных связей, сильных чувств и не поддающихся фиксации ощущений. Музыкой раскрывает Бах внутреннее богатство поэтических образов, беспредельность оттенков человеческих чувств. Двух слов: «Kyrie eleison» - Баху достаточно, чтобы сотворить грандиозную, пятиголосную фугу.

На протяжении всей первой части, состоящей из трех самостоятельных номеров (пятиголосный хор № 1, дуэт № 2, четырехголосный хор № 3), произносится четыре слова: «Kyrie eleison», «Christe eleison».

Для Баха месса оказалась тем жанром, который в современных ему условиях был наиболее пригоден для развития больших идей и философских углубленных образов.

Необъятным кажется в мессе мир человеческих помыслов, стремлений. С равным вдохновением запечатлевает Бах образы скорби, страдания и образы радости, ликования.

И те, и другие раскрыты во всем многообразии психологических нюансов: в трагической патетике и мрачной сосредоточенности первого и второго хоров «Kyrie eleison» (см, примеры 75, 76), в мягкой грусти «Qui tollis» («Ты, принявший на себя грехи мира») или в скорбных стенаниях «Crucifixus» (см. примеры 77, 78), в светлой печали арии «Agnus Dei» (см. пример 79); порывы радости, стремление к жизни в победных и торжественных, исполненных восторга и воодушевления хорах «Gloria», «Et ressurexit», «Sanctus» (см. пример 82) или в идиллической, пасторальной арии «Et in spiritum sanctum».









Конструктивно месса си минор представляет собой серию замкнутых отдельных номеров. В большинстве из них происходит сложное развитие одного музыкального образа, вмещающего целый комплекс чувств и помыслов. Структурная завершенность и самостоятельность каждого хора, арии или дуэта сочетается с целостностью и монолитностью всей композиции. Основной драматургический принцип мессы - контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется. Противопоставляются не только большие части мессы, как «Kyrie eleison» и «Gloria», «Credo» и «Sanctus»; не менее резкие, подчас потрясающие контрасты наблюдаются внутри этих частей и даже внутри некоторых отдельных номеров (например, в «Gloria»).

Чем сосредоточеннее скорбь, чем большего трагизма она достигает, тем сильнее подъем и ослепительнее свет приходящего на смену эпизода. Так, например, в центре «Credo», состоящего из восьми номеров, есть несколько связанных с образом Иисуса: «Et incarnatus», «Crucifixus», «Et ressurexit». Каждый из названных номеров вполне закончен и может исполняться отдельно. Но подобно тому; как это бывает в некоторых инструментальных циклических произведениях - сонатах, симфониях, - идейный замысел, динамика художественно-поэтических образов объединяют все три номера линией внутреннего развития. В «Et incarnatus» говорится о рождении человека, который примет на себя грехи мира; в «Crucifixus» - о распятии и о смерти Иисуса; в «Et ressurexit» - о его воскрешении. Как всегда у Баха, страницы, посвященные Иисусу - страдающему человеку, самые проникновенные и эмоционально насыщенные.

Движение музыкальных образов ведет к сильнейшему нарастанию трагических элементов. Безысходная скорбь, чувство обреченности в Et incarnatus» углублены страшной картиной смерти, людского горя в «Crucifixus», Тем больше потрясает драматический эффект, который производит внезапный взрыв восторга, всеобъемлющей радости в «Et ressurexit».

В противопоставлении смерти и всепобеждающей силы жизни - скрытый смысл этого своеобразного цикла. Различные аспекты той же идеи составляют основное содержание всего произведения.

Си-минорная месса венчает творчество Баха. Именно си-минорная месса - произведение, в котором с предельной глубиной раскрылась подлинная природа баховского искусства, сложного, могучего и прекрасного.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kuroku.ru» — Удобрение и подкорм. Овощи в теплицах. Строительство. Болезни и вредители